Профессиональный галерист соединяет в себе качества искушенного арт-критика, грамотного менеджера и увлеченного охотника за трендами. Арт-индустрия окружена мифами и легендами, но, как и в любом бизнесе, здесь важно обладать знаниями, видением и интуицией.
**Чем занимается галерист на самом деле?**
В поп-культуре галеристов изображают как эксцентричных и харизматичных людей — они носят одежду авангардных дизайнеров и прогуливаются по выставкам с бокалом просекко в руке.
Но это лишь фасадная часть работы — будни галериста выглядят совсем иначе. Большую часть времени он занимается ресерчем и переговорами — отслеживает перспективных художников, охотится за популярными именами, обсуждает условия сотрудничества, ведет диалог с коллекционерами и планирует бюджет. Выставки — это кульминация, которая наступает после долгих недель работы.В процессе галерист приобретает навыки чуткого психолога и безжалостного топ-менеджера — с одной стороны, он должен находить подход к художникам и отстаивать их интересы, но в то же время не забывать о бизнес-задачах и личных амбициях. Со временем владелец бизнеса может делегировать задачи кураторам и арт-дилерам, но на раннем этапе приходится быть мастером на все руки.
При этом нужно постоянно присутствовать в медиаполе и регулярно напоминать о себе, заниматься пиаром и нетворкингом. Высока вероятность, что на старте придется работать 24/7 — и вам все равно не будет хватать времени. Но первые успехи художника, которого вы взяли под свое крыло, и первая выставка мечты в собственной галерее определенно того стоят.
**Где обучают галеристов и какие качества нужны?**
На Artsy выходил материал о первых работах известных галеристов — многие из них выполняли «черновую» работу в музеях и аукционных домах: подвозили художников, составляли каталоги, развешивали картины. У большинства не было профильного образования и связей — кому-то помогла удача, а у кого-то ушли годы, чтобы заявить о себе.
Современному галеристу может пригодиться базовое образование в сфере искусствоведения или культурологии, но это не обязательное требование. В России существуют также курсы по арт-менеджменту, где обучают тонкостям галерейного бизнеса. А в зарубежных вузах можно получить степень бакалавра или магистра по этой специальности — такая программа есть, например, у Sotheby's Institute of Art.
Однако любовь к искусству и насмотренность важны не меньше, чем формальное образование. Некоторые приходят в индустрию из совершенно неожиданных сфер — например, юриспруденции, журналистики, торговли. Так, известный галерист Лео Кастелли работал в страховом бизнесе, прежде чем стал коллекционером и арт-дилером.
Многие занимаются предпринимательством — а потом переносят свой опыт в галерейный бизнес. Галерист, как и любой другой менеджер, должен понимать, как составить бизнес-план, заключить договор и оформить сделку. Нужно разбираться в специфике и процессах арт-индустрии на уровне инсайдера. Например, понимать, как взаимодействовать с фондами и музеями, как получать гранты и продюсировать художников. Обязательно наблюдать за локальным и мировым рынком — читать специализированные издания, посещать крупные мероприятия, общаться с коллегами и формулировать свою точку зрения.
Галерист — это одновременно эксперт и исследователь. Он должен заниматься не только бизнесом, но также постоянно совершенствовать свой вкус, развивать насмотренность. Вы вряд ли достигнете потолка, потому что в арт-среде постоянно что-то меняется. Консервативность — это табу для галериста.
**Собственная галерея — это дорого?**
Многое зависит от масштаба бизнеса, города и уровня развития арт-рынка в целом. Но с уверенностью можно сказать, что расходы — как времени, так и денег — превзойдут ваши самые смелые ожидания. Галереи окупаются медленно, поэтому не стоит ждать высокой прибыли в первые 3-5 лет. Проведите подготовительную работу: изучите локальный рынок, разберите успешные кейсы и громкие провалы — это поможет подготовиться к возможным трудностям.
Существуют разные модели ведения бизнеса — можно арендовать небольшое помещение и периодически проводить там выставки местных художников, а можно превратить галерею в арт-пространство, которое станет плацдармом для новых художников. При втором сценарии галеристу предстоит сотрудничать с молодыми авторами, поддерживать и продвигать их. В этом случае появятся новые статьи расходов: стипендии, поддержка, оплата мастерских, оплата производства. Но и результат будет другим — приятно наблюдать, как на ваших глазах начинающее дарование превращается в крепкого художника, за которым "охотятся" ваши конкуренты.
**Запуск галереи в период пандемии — это хорошая идея?**
Весной 2020-го года галереи по всему миру лишились до 70% доходов, а продажи в галереях современного искусства сократились больше, чем на треть. Многим пришлось временно свернуть все выставки как минимум на первый полгода, и треть из них вряд ли переживет пандемию. В то же время коллекционеры продолжают заключать сделки, а на новый виток развития вышли онлайн-галереи и виртуальные инсталляции. Однако основной доход галереи получают от продажи произведений искусства, созданных художниками, а в России это в принципе не самая социально-защищенная группа. Хочется процитировать Джеймса Кохана, владельца нью-йоркской James Cohan Gallery: “Коллекционеры — это прекрасно, но художники — это наш главный ресурс и двигатель, без них любая галерея — это не более чем милая улыбка и вино в пластиковом стаканчике".
Несмотря на все трудности, новые галереи в 2020-м году продолжают запускаться. Возникают и новые форматы взаимоподдержки: например, галерист и коллекционер Максим Боксер запустил в Facebook проект «Шар и крест». Группа работает как закрытая площадка для продажи недорогих произведений искусства, помогая художникам справиться с финансовыми трудностями во время карантина и самоизоляции.
Кризис — это часто лучшее время для запуска, что справедливо и для арт-бизнеса. На создание и развитие галереи уйдет как минимум полгода, поэтому к моменту открытия вторая волна пандемии, возможно, отступит. Изучать рынок и интересоваться искусством в любом случае никогда не рано и никогда не поздно.
**А может, открыть онлайн-галерею?**
Обычно онлайн-галерея — это дополнение к реальной арт-площадке. Она помогает расширить охват аудитории и круг коллекционеров. Бывают и интересные гибриды — например, московская галерея betweenwindows Дарьи Сабельниковой. Она располагается в офисе московского представительства аукционного дома Phillips, в крохотном пространстве между окон. Но основную деятельность Дарья ведет онлайн. В то же время она участвует в офлайн-ярмарках, проводит studio visits и групповые выставки в дружественных пространствах. Это интересный формат, на который стоит обратить внимание начинающим галеристам.
Эксперименты с VR/AR и другими технологиями тоже могут стать конкурентным преимуществом, особенно сегодня. Возможно, вы построите виртуальную галерею в Minecraft или Roblox — и эта инновационная идея привлечет клиентов.
Арт-индустрия — это сфера инноваций, исследований, поиска и взаимодействия, поэтому ваши интерес, любопытство и заинтересованность — это ключевые качества, которые всегда будут способствовать успеху — даже если вокруг безумие и кризис.