Что происходит
В середине декабря в Госдуму внесли законопроект, который устанавливает уголовную ответственность за клевету в интернете. Один из самых спорных пунктов поправок предусматривает лишение свободы на срок до пяти лет «за клевету, соединенную с обвинением лица в совершении преступлений против половой неприкосновенности и половой свободы личности».
Что это означает?
Если законопроект примут, это будет означать окончательный и бесповоротный конец так называемого «русского MeeToo». В таком случае рассказывать о пережитом насилии и харассменте в сети станет попросту небезопасно. Решившиеся на откровенность не только рискуют попасть в колонию на срок до пяти лет, но (и это кажется более вероятным сценарием) и заплатить огромный штраф «в размере до пяти миллионов рублей».
Какие у этого могут быть последствия?
Изнасилования, насильственные действия сексуального характера и принуждение к сексу — преступления, которым присуща высокая латентность. Термином «латентная преступность» в криминологии описывают уголовные правонарушения, которые не попадают в официальную статистику. Латентность бывает естественной, когда граждане не сообщают полиции о том, что с ними произошло, и искусственной — когда полиция отказывается принимать у потерпевших заявления.
Есть все основания считать, что новые поправки в УК РФ, если они будут приняты без изменений, поднимут до небес и без того высокий уровень латентности сексуальных преступлений. Сейчас он связан со стигматизацией жертвы — «сама виновата», «сначала согласилась, а наутро передумала» — и с тем, что доказывать факт преступления по делам такой категории должны сами потерпевшие. А в будущем ситуация может усугубиться возможностью наказания самой потерпевшей. Буквально, женщины, которые и так боятся говорить о пережитом насилии, будут рисковать свободой или финансовым благополучием, если все же осмелятся сообщить о нем публично.
Что считается клеветой сейчас
Действующий Уголовный кодекс считает клеветой «распространение заведомо ложных сведений, порочащих честь и достоинство другого лица или подрывающих его репутацию». Что это значит, нам объяснила Ксения Барышева, доцент департамента систем судопроизводства и уголовного права НИУ ВШЭ: «Чтобы высказывание считалось клеветой в уголовно-правовом смысле необходимо установить, что распространяемые сведения: а) не соответствуют действительности; б) автору высказывания об этом было заранее известно. То есть, если человек уверен, что распространяемые им сведения правдивы (хотя на самом деле это не так), он не может нести уголовную ответственность за клевету. Не наступит уголовная ответственность и в том случае, если человек высказывает свое собственное суждение о ситуации, которая, возможно, была им неверно оценена. А еще не являются клеветой высказывания общего характера и оценочные суждения, например "вор", "мошенник", "насильник"».
Ксения подчеркивает, что заведомая ложь будет считаться клеветой, даже если пострадавшего из-за нее не уволили и ему удалось сохранить все деловые контракты, дружеские и личные связи. «Клевета считается оконченным преступлением вне зависимости от наступивших последствий. То есть, для привлечения к уголовной ответственности достаточно самого факта распространения заведомо ложных сведений», — говорит она.
Что будут считать клеветой по новому закону?
Авторы законопроекта предлагают расширить трактовку уголовно наказуемой клеветы, включив в нее «несколько лиц, в том числе индивидуально не определенных». По их словам, это призвано защитить отдельные категории граждан, которых сейчас огульно называют «ворами и взяточниками». Будет ли в таком случае считаться клеветой фраза «мужчины бывают насильниками» авторы проекта не уточняют.
Можно ли будет называть любое пережитое насилие «изнасилованием», как это часто делают сейчас?
«Для того, чтобы высказывание считалось клеветой, его главной целью должно быть именно распространение заведомо ложных сведений, не соответствующих действительности. Если кто-то заблуждается, считая, что в отношении него было совершено преступление, то рассказ об этом не может быть расценен как клевета. Например, если искренне назвать «понуждением к действию сексуального характера» (преступление) грубое предложение заняться сексом от незнакомца в баре (не преступление), клеветой это считаться не будет. Но если рассматриваемые поправки будут внесены в УК РФ, может сложиться ситуация, когда пост в Фейсбуке о совершенном в отношении вас преступлении придется подкреплять доказательствами, что все происходило именно так. То есть, подтверждать отсутствие заведомой ложности распространяемых вами сведений», – говорит Ксения Барышева.