Мы сами формируем своё окружение, но коллег все-таки часто выбираем не мы. Случается, что на работе мы попадаем в окружение, где любят отпускать язвительные комментарии, распускать сплетни, вести диалог в агрессивной форме, самоутверждаться за счет чужого труда. В итоге будние дни превращаются в перманентный стресс, который снижает продуктивность, портит настроение да и вообще плохо влияет на здоровье.
Как выжить в токсичном коллективе, мы разобрались вместе с психологом, доцентом кафедры психологии университета «Синергия», кандидатом экономических наук Неллой Ильиничной Пирожковой.## Как распознать токсичного коллегу?
На работе мы проводим огромную часть жизни, и если попадаем в токсичный коллектив, то приходится очень нелегко. Причем не всегда просто распознать, в чем именно дело, какие проблемы в коммуникации с коллегами существуют и как их преодолеть. Но общаться с коллегами необходимо, ведь без этого сложно решить деловые вопросы. Токсичный человек может обладать одной из следующих характеристик:
1) постоянно настроен на негатив — это может проявляться в виде необоснованной критики, сплетен и жалоб по любому поводу;
2) любит интриги, манипуляции, часто использует коллег по работе для решения своих проблем;
3) всегда уверен в своей правоте, даже если не является экспертом в конкретной области, не желает слушать критику и мнение окружающих.
Бывают сотрудники, которые сочетают в себе все вышеперечисленные характеристики, с таким людьми работать особенно сложно.
## Как формируется токсичный коллектив?
Групповую динамику определяет большинство сотрудников и политика руководства, которое транслирует правила игры и участвует в подборе новых сотрудников. С одной стороны, руководитель поощрять такую тенденцию: например, когда он выделяет любимчиков, любит интриги, сплетни, манипуляции. С другой стороны, если большинство сотрудников токсичны, то групповая динамика вытеснит неподходящего человека. Новый сотрудник либо примет эти правила, либо уйдёт (зачастую до окончания испытательного срока).
## Что делать, чтобы предупредить развитие токсичной атмосферы в коллективе?
Если вы руководитель
1) Не выделяйте любимчиков и не формируйте круг приближённых лиц.
2) Не поощряйте сплетни и интриги в коллективе.
3) При возникновении проблем в коллективе выслушайте мнения всех сторон, старайтесь быть объективным в своих решениях.
4) Рассказывайте новым сотрудникам стратегию развития компании, принятые ценности и стандарты корпоративной культуры.
5) Переодически проверяйте психологический климат в коллективе с помощью специальных исследований, которые может провести психолог или HR-эксперт с психологическим образованием.
Если вы сотрудник
1) Если вы испытываете дискомфор, попробуйте сообщить о проблеме корпоративному психологу или сотруднику HR.
2) Всегда можно уйти из компании, если вас не устраивает общая деструктивная атмосфера.
Признаки токсичного коллектива
1) Руководитель, который транслирует не совсем корректные ценности либо не занимается вопросами социального взаимодействия в коллективе.
2) Нездоровый социально-психологический климат в коллективе.
3) Высокий уровень текучести кадров.
4) Низкая производительность труда (токсичный коллектив может быть одной из ее причин, но не основной).
Если же вы не готовы менять место работы, то вот несколько важных правил, которые помогут выжить в токсичном коллективе.