1 июня в России вступает в силу закон о просветительской деятельности. Согласно тексту законопроекта, заниматься просветительской деятельностью (т. е. организацией лекториев, семинаров, мастер-классов и т. д.) можно будет только на основании договора об оказании услуг. Физические лица и индивидуальные предприниматели, которые заключают такой договор, должны быть совершеннолетними, иметь опыт педагогической работы не менее двух лет, а еще у них не должно быть судимостей.
Юридические лица могут заниматься просветительской деятельностью, если их нет в реестре некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, и за ними не числится долгов по налогам, сборам и другим платежам.Екатерина Шульман
В Госдуме необходимость принятия закона объясняли желанием защитить школьников и студентов от информации, связанной с «антироссийской пропагандой», «дискредитацией государственной политики России», «пересмотром истории» и «подрывом конституционного строя». Против законопроекта выступили более 1000 российских деятелей культуры, в том числе политолог Екатерина Шульман. Она считает, что законопроект о просветительской деятельности нуждается в серьезной доработке, но лучше бы его вообще не было. Об этом Шульман заявила, выступая на обсуждении документа в Общественной палате.
По ее словам, проект странно написан и с точки зрения законотворческой техники, и с точки зрения правового содержания. Поправки вносятся в закон об образовании, поэтому непонятно, каким образом положение регулирует просветительскую деятельность в научных организациях и в сфере культуры. «Часть положения заполнена невнятными формулировками, которые могут трактоваться произвольно», — отметила Шульман.
По мнению политолога, если закон вступит в силу, это приведет к тому что условный директор библиотеки решит не проводить просветительские мероприятия во избежание непредвиденных последствий. Таким образом, «провинциальные школы, региональные библиотеки, маленькие музеи предпочтут делать меньше, по принципу как бы чего не вышло», считает Шульман. Она добавила, что люди, которые распространяют научное знание, заслуживают поощрения, а не контроля.
Во время выступления Шульман пришла к выводу, что проект надо отправить на доработку: «Положение является типичным примером избыточного регулирования, возлагает бюрократическую документационную нагрузку на учреждения образования, культуры и науки, при этом ничем, никакими новыми правами не компенсируя им эту нагрузку. Ни слова не сказано в положении о поддержке просветительской деятельности, о ее ценности, о том, что государство считает своим долгом ей помогать».