В этом году исполняется 70 лет легендарному анимационному фильму «Золушка», над которым работал лично Уолт Дисней. Несмотря то, что действие картины происходит не в 20 веке, образ главной героини – воплощение модных веяний 1950-х. Из нашего материала вы узнаете, чем и кем вдохновлялись создатели «Золушки». Пересмотреть этот шедевр анимации можно в эфире Канала Disney 18 марта в 19:30.
На вопрос о его любимом моменте в истории анимации, Уолт Дисней отвечал, что это эпизод, когда Золушка получает свое бальное платье от феи-крестной. Подобно главной героине мультфильма, как по взмаху волшебной палочки, студия Disney преобразилась с выходом «Золушки»: картина принесла ей необычайный успех после череды не самых удачных с точки зрения кассовых сборов полнометражных картин.
Уолту всегда нравились классические сказки, но произведение Шарля Перро было одним из самых любимых. Идея снять мультфильм о Золушке пришла ему еще в 1920х – тогда Дисней выпустил короткометражку по мотивам этой сказки. Но он мечтал о полнометражной картине, которая могла бы выйти и раньше, если бы не кризис 1930х и последовавшие военные годы. Благодаря тому, что работа над мультфильмом началась в конце 1940х, у авторов появились новые технические возможности. Для большей правдоподобности движений и мимики персонажей использовалась техника Live Action – живых актеров снимали на кинопленку, а затем обрисовывали. На роль Золушки была приглашена молодая актриса и танцовщица Хелен Стэнли, которая впоследствии послужила прототипом и для принцессы Авроры.
Хелен Стэнли
Фильм «Золушка» вышел на экраны в 1950 году, ознаменовав собой начало новой эпохи не только в истории компании Disney, но и в мире моды. После окончания Второй мировой войны с подачи Кристиана Диора зарождается стиль New Look, который был призван вернуть в моду роскошные женственные наряды. На смену экономии на материалах и аскетичности одежды суровых военных лет приходят элегантные образы с туго затянутыми талиями и пышными длинными юбками, шалевыми воротниками и рюшами. Облик Золушки стал отражением этих изменений и новых веяний.
Образ Золушки в мультфильме и набросок, сделанный художницей Мэри Блэр
Несмотря на то, что действие анимационного фильма происходит, скорее, в 19 веке, бальное платье Золушки явно вдохновлено вечерними нарядами Кристиана Диора конца 1940-х годов. Представленная в 1947 году коллекция кутюрье стала манифестом нового женского идеала – фигуры в виде песочных часов с тонкой талией, подчеркнутой с помощью пышной юбки, высокой грудью и округлыми плечами. Завершающим штрихом образа стали элегантные длинные перчатки.
Аниматоры, как и все хорошие художники, следили за актуальными трендами и событиями, происходившими в культуре, включая, конечно, и моду. Над образом Золушки работала легендарная художница Disney Мэри Блэр, которая также известна своими концепт-артами ко многим мультфильмам студии, включая «Алису в Стране чудес» и «Питера Пэна».
Прежде чем появился тот самый классический образ, Блэр создала большое количество эскизов, на которых мы видим, что у Золушки могли быть не только совершенно другие наряды, но даже цвет и длина волос. Из всего разнообразия фасонов одежды, цветовых решений и причесок, предложенных Мэри, Уолт вместе со своими лучшими аниматорами, так называемыми «девятью стариками Disney» (Disney's Nine Old Men), взяли в работу эскизы, которые сочли наиболее подходящими для раскрытия характера героини.
Один из ранних эскизов, сделанный Мэри Блэр
Возможно, на их выбор повлиял приезд Кристиана Диора в США с промо-туром, во время которого он, в том числе, посетил Лос-Анджелес, где жил и работал Дисней. Учитывая, что американская пресса пестрила хвалебными статьями о Диоре и стиле New Look, неудивительно, что Уолт Дисней выбрал такой силуэт платья для Золушки.
Модель в костюме Zemire (Dior)
В стиле New Look можно увидеть отсылки к ботанической теме, которая была близка Диору: многие из его платьев названы в честь цветов. Платье Золушки повторяет силуэт Corolle (в переводе с франц. «венчик цветка»), в котором от талии, словно от стебля, вниз спускаются «лепестки» ткани, образуя подобие бутона. Может быть, именно поэтому Дисней решил, что перевоплощение героини перед поездкой на бал должно происходить в саду.
Помимо длинных перчаток бальный образ Золушки дополнен аксессуарами, которые вошли в американскую моду еще в военные годы. Ободки и повязки для волос можно увидеть у девушек на плакатах стиле пин-ап. Чокеры тоже стали популярны в то время – многие звезды кино и сцены добавляли этот элегантный аксессуар в свои образы. Хотя есть вероятность, что Дисней подсмотрел идею с черным чокером на картинах Тулуз-Лотрека.
Анимационный фильм «Золушка» стал очень символичным для индустрии моды 1950-х. Вместо минималистичной и строгой одежды, которую многие женщины шили себе сами, появляются модные дома и дизайнеры, которые как фея-крестная совершают магический ритуал и дарят женщинам роскошные образы. Вот, что Диор писал в своей автобиографии Dior by Dior: «Теперь, когда крестная фея Золушки больше не существует, кутюрье должен быть волшебником».