На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Женский мир

37 подписчиков

Духи как арт-объект: в каких музеях парфюмеры наход...

Парфюмерная журналистка Ксения Голованова ведет самый большой телеграм-канал обо всем душистом @noserepublic и регулярно пишет лонгриды в Glamour Style Book. А еще благодаря Ксении знаменитый «Парфюмерный гид» Луки Турина в прошлом году наконец вышел на русском языке в ее переводе.

**Парфюмерия — это искусство?

**

В последние годы слово «искусство» все чаще звучит в интервью парфюмеров и владельцев марок, встречается в названиях брендов (например, Art de Parfum) и в рекламных слоганах. Perfume as an Art — «парфюмерия как искусство» — значится под логотипом By Kilian, чтобы ни у кого не возникало сомнений, как расценивать композиции марки.

Правда, есть и те, кто от подобных определений открещивается. На вопрос, следует ли считать парфюмерию искусством, Фредерик Маль, владелец одно­именного бренда, отвечает категоричным «нет». Духи, на его взгляд, не столь мудрены и, скорее, близки к сфере промышленного дизайна — они должны быть комфортными и приятными в быту, как кухонные стулья. Сложно сказать, сколько в этих словах кокетства, а сколько правды, ведь произносит их человек, который с удовольствием курирует парфюмерные выставки, а фирменный цвет марки Frederic Malle — пламенеющий красный — позаимствовал, по собственному признанию, у Александра Колдера, одного из самых знаменитых скульпторов XX века.

Но в одном Маль прав: искусство под названием «парфюмерия» (если считать ее таковым) вынуждено быть комфортным. Талантливое кино может быть мрачным и отталкивающим, хорошая музыка — атональной и режущей слух, гениальная картина — отвратительной по сюжету.

Но духи — это товар с определенными функциями. «Духи должны пахнуть приятно, чтобы мы могли с ними жить и получать от них удовольствие», — уверен один из самых знаменитых «носов» современности Жан-Клод Эллена. Казалось бы, очевидная истина — но в то же время и главное ограничение для аромата как художественной формы. Тем интереснее наблюдать за работой современных парфюмеров, которые стараются найти равновесие между красивым и отталкивающим, привычным и шокирующим, приятным и не очень.

Хороший пример — Diptyque, Othoniel Rosa. Аромат был создан в сотрудничестве с Жан-Мишелем Отоньелем, французским художником, который помимо прочего оформил своими работами (мрачными ­изображениями роз, будто выжженными бикфордовым шнуром на холсте) один из внутренних дворов Луврского дворца. Духи вышли близкими к живописному оригиналу — темные и колкие от черного перца, угловатые и взрывные. «Свои луврские розы я посвятил французской королеве Марии Медичи, женщине умной, тщеславной и опасной, — рассказывает Отоньель. — И духи, мне кажется, получились похожими на нее: как будто к розе добавили черной краски». Чем-то большим, чем духи, кажется и аромат Belle Bête французов Les Liquides Imaginaires, вдохновленный «Поцелуем Сфинкса» — эротическим рисунком Франца фон Штука. На бумаге (работа, к слову, выставлена в Эрмитаже) — полуженщина-полурысь обнимает обнаженного мужчину, готового сгинуть в ее лапах. В Belle Bête c вами то же самое проделывают когтистые и хищные кастореум и цибетин.

**Музейные редкости**

Не только парфюмерия все чаще заходит на территорию искусства. Само искусство — в виде музеев, его главных хранителей, — также охотно окружает себя ароматами. Душистый мерч сегодня продают Третьяковка, мадридский Прадо и флорентийская Уффици. В прошлом году к ним присоединился и Лувр: в коллекции ароматов, придуманных Даниэлой Андрие, Анник Менардо и другими французскими парфюмерами, есть «Венера Милосская», «Ника Самофракийская», «Нимфа, ужаленная скорпионом», есть два Энгра — «Большая одалиска» и «Купальщица Вальпинсона», есть «Святой Иосиф» Латура, а также «Беседа в парке» Гейнсборо и «Задвижка» Фрагонара. По поводу последней общественность немного волнуется: сюжет «Задвижки» сегодня нередко называют неэтичной романтизацией насилия. Кроме того, нельзя не заметить, что в подборке нет ни одного произведения искусства, созданного женщиной, — хотя в крупнейшей французской коллекции таких, конечно, немало.

Возможно, в ответ именно на акцию Лувра ольфакторная художница Аника Йи, в сотрудничестве с сетью модных магазинов Dover Street Market, выпустила линейку духов Biography. Все они посвящены женщинам разных эпох — древнеегипетской правительнице Хатшепсут, японской революционерке­ Фусако Сигэнобу и пока еще безымянной героине далекого будущего, пережившей климатическую катастрофу и массовое вымирание видов. В проекте, как это обычно бывает у Йи, использованы биологические материалы: живые культуры генетически модифицированных бактерий и феромоны муравьев-древоточцев (видимо, тех, которые, по мнению художницы, переживут глобальную катастрофу — наряду с женщинами­). Готов ли покупатель носить духи, «заряженные» не только острыми социальными идеями, но и чужой ДНК, неизвестно, но Йи уверена, что именно так должно выглядеть — и пахнуть — парфюмерное искусство.

View this post on Instagram

A post shared by Officine Universelle Buly 1803 (@officine_universelle_buly)

**Сила популярности**

Единого мнения о том, что можно называть искусством, а что — нет, конечно же, не существует. У Пелевина в романе «iPhuck 10» есть от­личный пассаж о современном искусстве, а именно о том, кто сегодня дает санкцию считать картину, скульптуру или инсталляцию арт-­объек­том. Ответ в книге однозначный: санкцию дает тот, кто их купил, — в момент покупки. Тогда и только тогда объект ­становится ­объектом искусства: до акта­ продажи «одни будут орать, что это не искусство, а просто железка с помойки, другие — что это искусство именно по той причине, что это железка с помойки, а еще будут вопить, что художник — извращенец». Так что окончательное право на жизнь, пишет Пелевин, искусству дает — или не дает — покупатель.

Конечно, эти сентенции (да и роман в целом) можно считать сатирой на состояние современного арт-рынка и всеобщий кризис экспертизы, но они на удивление перекликаются со словами Франсиса Кюркджяна, автора неоднозначных, но очень популярных духов Baccarat Rouge. Как-то в интервью его спросили, считает ли сам парфюмер свои «Баккара» произведением искусства. На что Франсис ответил: «Честное слово, я не знаю. Гораздо важнее, что об этом думают тысячи людей, которые ежемесячно их покупают».

1/6. Maison Francis Kurkdjian, парфюмерный экстракт Baccarat Rouge, 32 240 руб., goldapple.ru

https://ad.admitad.com/g/t1s7aofvmj7ccf4613f67d141b5031/?i=10&ulp=https%3A%2F%2Fgoldapple.ru%2F26801500001-baccarat-rouge-540&subid=%D0%BF%D0%B0%D1%80%D1%84%D1%8E%D0%BC%D0%B5%D1%80%D0%BD%D1%8B%D0%B9+%D1%8D%D0%BA%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%BA%D1%82

2/6. Frederic Malle, парфюмерная вода Musc Ravageur, 14 700 руб., rivegauche.ru

https://go.skimresources.com?id=159788X1626558&xs=1&url=https%3A%2F%2Fshop.rivegauche.ru%2Fproduct%2Ffrederic-malle-musc-ravageur-eau-de-parfum-50%3Futm_medium%3Dcpc%26utm_source%3Dgoogle%26utm_campaign%3DSmart_Shopping_p_rf%257C2059823219%26utm_term%3D%26utm_content%3Dk50id%257Cpla-296422611334%257Ccid%257C2059823219%257Caid%257C362606630068%257Cgid%257C76142605916%257Cpos%257C%257Csrc%257Cu_%257Cdvc%257Cc%257Creg%257C20949%257Crin%257C%257C%26k50id%3D76142605916%257Cpla-296422611334%26gclid%3DCjwKCAjw07qDBhBxEiwA6pPbHuf1MsKol8zy1ZWgEoHnLVrRr0Ow55DlFYkt9ENw-wEP_dUtCvZYNRoCsIsQAvD_BwE

3/6. Sisley, парфюмерная вода Eau Du Soir, 10 240 руб., sephora.ru

https://ad.admitad.com/g/thk3mfvq7x7ccf4613f62d4411df80/?i=10&ulp=https%3A%2F%2Fsephora.ru%2Ffragrance%2Fwoman%2Fsisley-parfyumernaya-voda-eau-du-prodv9u%2F%3Fgclid%3DCjwKCAjw07qDBhBxEiwA6pPbHl2NyZ2j7PAJnFKPovz172wlhdzB60qrBGKN2A0Ky02H1v3abAGGrRoCJeIQAvD_BwE%23store_28911%3Futm_source%3Dgoogle%26utm_medium%3Dcpc%26utm_campaign%3DPFX2020%7CMoskva%7CSmart_Shopping%26utm_content%3Dch_google_adwords%7Ctrg_pla-493172793792%7Ccrt_412228700526%7Ckwmt_%7Cps_%7Csrct_u%7Ctrgt_%7Csrc_%7Cdevt_c%7Cdevm_%7Ccid_8949103193%7Clcl_20949%7Cfdi_%7Cmrlid_16307%7Cdop_%26utm_term%3D&subid=%D0%BF%D0%B0%D1%80%D1%84%D1%8E%D0%BC%D0%B5%D1%80%D0%BD%D0%B0%D1%8F+%D0%B2%D0%BE%D0%B4%D0%B0

4/6. Liquides Imaginaires, парфюмерная вода Belle Bête, 10 500 руб., letu.ru

https://go.skimresources.com?id=159788X1626558&xs=1&url=https%3A%2F%2Fwww.letu.ru%2Fproduct%2Fliquides-imaginaires-belle-bete%2F70400005

5/6. Kilian, парфюмерная вода Angel's Share, 20 000 руб., iledebeaute.ru

https://ad.admitad.com/g/3x1lzlpdi27ccf4613f6d660a1be01/?i=10&ulp=https%3A%2F%2Filedebeaute.ru%2Fshop%2Ffragrance%2Funisex%2Fkilian-eau-de-parfum-angels-share-prod7rzd%2F&subid=%D0%BF%D0%B0%D1%80%D1%84%D1%8E%D0%BC%D0%B5%D1%80%D0%BD%D0%B0%D1%8F+%D0%B2%D0%BE%D0%B4%D0%B0

6/6. HFC, парфюмерная вода Wrap Me In Dreams, 27 600 руб., goldapple.ru

https://ad.admitad.com/g/t1s7aofvmj7ccf4613f67d141b5031/?i=10&ulp=https%3A%2F%2Fgoldapple.ru%2F19760320122-wrap-me-in-dreams&subid=%D0%BF%D0%B0%D1%80%D1%84%D1%8E%D0%BC%D0%B5%D1%80%D0%BD%D0%B0%D1%8F+%D0%B2%D0%BE%D0%B4%D0%B0

 

Ссылка на первоисточник
наверх