17-летние Валя Будникова и Настя Кравцова — подопечные фонда «Подари жизнь» и соседки по палате в Центре детской гематологии им. Димы Рогачева. Валя приехала в Москву из Твери, у нее лимфома; Настя из Сочи, у нее редкий варианта рака лимфоузлов. Валя будет специалистом по рекламе, а Настя — учителем начальных классов.
В этом году девочки закончили 11 класс и сдали ЕГЭ прямо в больнице. А еще у них — тоже в больнице — был выпускной. Не такой, о каком они мечтали, но тоже с волшебными платьями, макияжем, песнями и танцами.**Валя: «Здорово, что в больнице есть возможность проводить выпускные, красиво одеваться и делать прически»**
На выпускном Валя была в красивом платье, с макияжем и прической. Как и положено девушке, заканчивающей школу. Но вместо одноклассника на торжественный праздник Валю сопровождал громоздкий инфузомат — прибор для химиотерапии, на котором висел пакетик с раствором — это Валина «химия» не успела закончиться. Из пакетика тянулась длинная трубочка, подсоединенная к катетеру на теле девушки. Весь вечер Валя и инфузомат были рядом. Казалось, что это должно быть очень неудобно. «Но мне очень повезло, что выпускной пришелся на блок химиотерапии. Во время блока я чувствую себя хорошо, а вот после становится очень тяжело. Сил нет, иногда поднимается температура, лежишь целыми днями, спишь и ничего не хочешь делать. Выпускной в субботу, а блок заканчивается во второй половине воскресенья. Успела».
Одноклассники Вали в Твери, хоть и с опозданием, но тоже будут отмечать выпускной. Валя хотела бы оказаться рядом с ними, но пришлось попрощаться со школой в больнице.
«Да, расстроилась, но не очень сильно. Я люблю свой класс, но если так получилось — значит, для чего-то это нужно. Вот только немного страшно было идти на выпускной, потому что много кого из здешних ребят не знаю, но все равно здорово, что в больнице есть возможность проводить выпускные, красиво одеваться и делать прически. Это должно быть у каждого».Вообще-то Валя уже давно не ходит в школу. До появления опухоли ей пришлось пройти через другую тяжелую болезнь и серьезную операцию — пересадку печени. Это было в прошлом апреле. Потом Валя наблюдалась у врачей, и с сентября пришлось осваивать программу 11 класса уже на домашнем обучении. Но иногда девушке все-таки разрешалось ходить в школу: сдавать зачеты, выступать в школьных пьесах. Выпускной тоже был в планах.
«Но в феврале, когда я приехала на контроль в Центр имени Шумакова, врачи обнаружили увеличенные лимфоузлы. Поставили диагноз — неходжкинская лимфома. Перевели в Рогачева. После пересадки печени я должна была принимать препараты, которые подавляют иммунитет, а у них есть побочные действия в виде возможной лимфомы. Для моих родителей это сюрпризом, наверное, не было, а меня это шокировало, потому что я особо не вникала в побочные эффекты. Сначала не представляла, как все будет, а потом поняла, как это тяжело — лечиться от онкологии. Тяжело и долго. И стало грустно. Но примерно в то же время в мире начался карантин, закрылись границы, многие люди по нескольку месяцев сидели дома и выходили на улицу лишь по большой необходимости. Мне было полегче: я чувствовала себя не так одиноко. Не я же одна сидела взаперти. В мае вернулось хорошее самочувствие, и я возобновила подготовку к ЕГЭ. До этого несколько месяцев ничего даже не открывала. Занималась сама и с учителями больничной школы. Я сдавала русский язык, обществознание и историю. Русский и общество выпали на период моего относительно хорошего самочувствия, а когда я сдавала историю, мне было плохо. Сдавать ЕГЭ в больнице не так страшно, как я думала. Возможно, в обычной школе сдавать даже страшнее. В палате со мной было два наблюдателя и две камеры, но наблюдатели оказались очень понимающие и добрые, пытались как-то разрядить обстановку перед экзаменом и после. Хорошо, что у людей с ограниченными возможностями есть преимущество — нам можно сдавать экзамен на 1,5 часа дольше. Я считаю, что это очень правильно, я воспользовалась этим, потому что мне было бы тяжело уложиться в обычное время. Скоро врачи будут делать контрольное обследование и смотреть, как организм отвечает на лечение. Тогда все будет ясно».
Настя: «Хоть какой-то плюс от рака — я схуднула наконец»
Когда год назад Настя думала о будущем выпускном, она мечтала о красивом платье. «Но в больнице выпали волосы, и я подумала, что с лысой головой будет круто смотреться брючный костюм и какие-нибудь длинные-длинные серьги. Но в итоге мне предложили на выбор два платья, я выбрала очень красивое, светлое, надела парик, похожий и цветом, и длиной на мои волосы. Когда волосы выпали, я не расстроилась, наоборот! Хотелось узнать, как это — быть лысой. Это новый опыт все-таки. А мне все интересно».
Потом Настя весело смеется и шутит про вес: «Хоть какой-то плюс от рака — я схуднула наконец. Правда, за три месяца, пока здесь лечилась, похудела всего на шесть кило, хотя другие уже по 10 сбрасывают! Немножко обидно. Но с другой стороны, и хорошо, что не десять: во время нашего лечения лучше, конечно, с весом не расставаться».
У Насти химия закончилась накануне выпускного, и в день праздника ее самочувствие было отличным. «Мы с Валей были настолько эмоционально взбудоражены, что, вернувшись в палату, не спали до двух часов ночи. Были шары, песни про школу, выступали мы, наши мамы и волонтеры, наши одноклассники записали видеопоздравления, это очень растрогало. К нам пригласили артистов, а еще бармена, который угощал нас коктейлями. Это был действительно праздник, круче, чем свадьба!».
Девушка в Центре с апреля. После первых двух блоков Насте было плохо, а потом организм как будто привык, появилась возможность вернуться к учебе, но приходилось заставлять себя браться за книги. «Из-за коронавируса никто и не знал, будем ли мы вообще сдавать экзамены. Готовилась с больничными учителями, еще мне помогали учителя из моей родной школы. Во время сдачи ЕГЭ и правда не было никакого напряжения, очень спокойная атмосфера. Я мечтаю учиться в Санкт-Петербурге. Надеюсь, что мама не будет волноваться и спокойно отпустит меня. Она сама к тому же в Питере училась. Общага нисколько меня не смущает, я готова ко всему. Документы мы уже отправили, планирую поступить, взять академ и, как все наладится, приступить к учебе».
Сейчас Настя проходит через лучевую терапию, после которой станет ясно, что будет дальше, но Настя надеется, что это заключительный этап лечения. «В больнице все дается сложно, но особенно тяжело — моральное принятие, что ты здесь надолго. Но плакать хотелось только вначале, сейчас хочется только лечиться, бороться и выздоравливать».