Посмотреть эту публикацию в Instagram
Публикация от Lirika Matoshi (@lirika.matoshi)
Неоромантизм – тренд не то чтобы новый. Уже который сезон мы наблюдаем на подиумах кружева, оборки и пышные юбки, модные издания писали о возвращении неоромантизма еще в 2018 году. И вот на дворе уже 2021, за окном снег, слякоть, маски и ограничения, но интерес к романтизму только растет: в коллекциях весна-лето 2021 он стал одним из главных трендов, пастель, кружево и пышные платья с рукавами-буфами показали Erdem, Simone Rocha, Marine Serre, Christian Dior, Alexander McQueen, Celine, Chloe.
По данным аналитического сервиса Tagwalk, в 2021 году пользователи делились в соцсетях луками с меткой romantic на 99% чаще, чем в 2020. К следующей зиме тенденция сохранится: например, на парижской неделе моды больше всего просмотров собрали шоу Christian Dior и Louis Vuitton с коллекциями, полными кружевных платьев, пастельного тюля и прочих элементов романтической эстетики, которые, казалось бы, должны были надоесть нам еще пару лет назад. Что же такого в этом романтизме с приставкой нео- и почему нас снова тянет к пышным платьям, по просьбе Glamour разбиралась автор телеграм-канала Make Your Style Софья Ярцева.В 2019 одной из самых популярных коллабораций H&M стала коллекция, созданная Джамбаттистой Валли, полная пышных платьев из органзы. Тогда пользователи соцсетей еще удивлялись, с какой скоростью разошлись абсолютно непрактичные платья. Ведь одно дело — красивая подиумная картинка, а другое — масс-маркет и реальная жизнь его потребителей. Но в 2021 коллекцию Simone Rocha x H&M, полную кукольных платьев, прозрачных блузок, бантов, оборок и цветочных принтов, раскупили буквально за пару часов — и это уже казалось абсолютно нормальным. Почему популярность романтизма не только не спадает, но и растет, хотя, казалось бы, совсем не время?
На самом деле — самое время.Посмотреть эту публикацию в Instagram
Публикация от Giambattista Valli Official (@giambattistavalliparis)
A post shared by SIMONE ROCHA (@simonerocha_)
Давайте сначала разберемся с терминами и с тем, как романтизм и неоромантизм в моде становятся ответом на нашу усталость от любых ограничений и строгих правил.
Собственно романтизм возник в европейской культуре на рубеже XVIII-XIX веков как ответ на идеи классицизма: люди устали от рациональности эпохи Просвещения и пришли к тому, что искренность, эмоциональность, вдохновение и свобода — важнее. Помните, как в романе Джейн Остен «Разум и чувства» Марианна читает пылкие стихи, рвется гулять по полям в любую непогоду и не хочет скрывать свои эмоции? Вот это оно: романтизм входит в моду. Тогда же в гардеробы модниц пришли все те формы и детали, которые мы ассоциируем с романтическим стилем до сих пор: рукава-буфы, многочисленные рюши и оборки, шелк, кружева, органза, накладные воротнички, массивные броши и жемчуг, цветы в локонах. В общем, все, в чем хорошо сидеть на качелях в саду и читать Байрона и Китса.
Посмотреть эту публикацию в Instagram
Публикация от Bridgerton (@bridgertonnetflix)
Второе пришествие романтизма (теперь его уже назвали неоромантизм) случилось на рубеже XIX-XX веков и снова как ответ на скучный реализм середины века. Истории Жюля Верна и Джека Лондона, Овод Войнич и капитан Блад — это все неоромантизм. Герои, которые противостояли серому миру вокруг, боролись за свои идеалы и жаждали свободы.
И вот еще сто лет прошло — и мы снова здесь. Устали от осознанности и достигаторства, от трудоголизма и списков дел, от глянцевой правильности соцсетей и эффективности всех вокруг, кроме нас. От масок, локдауна и ограничений, конечно, тоже. Ничего удивительного, что мы снова хотим сидеть в саду в кружевных платьях, хотим свободы и искренних эмоций, ну или хотя бы взять шпагу и отправиться на край земли на паруснике, а не вот это все.
Есть такая теория, что чем более сложные времена настают, тем легче наша психика ищет успокоения в прошлом. Да, тогда тоже было не сахар, но мы хотя бы точно знаем, чем все закончилось — и это немного поддерживает. А все эти банты, кружева и оборки — как будто бы мы там, как будто мы — не мы, а герои любимой детской книжки. Сейчас наденем шляпу, расправим кружевные манжеты на батистовой рубашке и умчим в даль — хотя бы мысленно.
Кто прямо сейчас работает с эстетикой неоромантизма? Вот несколько дизайнеров, которые делают на него ставку в своих коллекциях.
Simone Rocha
Симон Роша — главная героиня мартовской охоты за кружевами. Уроженка Дублина, дочь известного дизайнера и выпускница Сент-Мартинс. Она начала помогать отцу в его ателье в 14 лет, в 24 дебютировала на Неделе моды в Лондоне, а в 27 вошла в список самых влиятельных людей моды по версии авторитетного издания Business of Fashion. Симон делает «эмоциональную одежду, которая основана на реальности», как она сформулировала это в интервью AnOther Magazine. Ее вещи и силуэты очень узнаваемые: гиперобъемные рукава-буфы, пышные юбки-колокольчики, платья силуэта baby-doll, бесконечные кружева и оборки, плотные ткани, много смелых цветочных принтов. Как будто одежду для игрушечного пупса увеличили в масштабе.
Batsheva
Батшева Хей буквально за несколько лет из юриста превратилась в дизайнера, чьи вещи стали популярны по всему миру: их носят Склин Дион, Сара Джессика Паркер, Лена Данэм. Жена ортодоксального иудея (и одновременно фэшн-фотографа) из Нью-Йорка, она начала создавать свои платья как компромисс между религиозным дресс-кодом и собственным стилем, чтобы поддержать мужа в его религиозных поисках. И помимо того, что создала силуэт, который узнается с первого взгляда — платья с характерными оборками, плечами-фонариками и скромной длиной — попала сразу в несколько ниш: ее вещи одновременно и феминистские, и традиционные, и авангардные, и ретро, и конвенционально красивые, и немного себе на уме, как костюм девочки из хорошей семьи — умной, ироничной и знающей себе цену.
Molly Goddard
Даже те, кто не особенно увлечен модой, точно запомнили созданное Молли Годдард пышное розовое платье Вилланель из сериала «Убивая Еву» — в этом вся Молли, тоже британка и тоже выпускница Сент-Мартинс. В 2014 она бросила магистратуру и чтобы хоть как-то промоутировать свои работы в ситуации полного отсутствия денег, устроила презентацию прямо на дружеской вечеринке. А спустя всего несколько лет ее вещи носят Рианна, Адвоа Абоа и Бьорк. Стиль Молли Годдард — внутренняя маленькая девочка, которая выбирает самые безумные цвета, гипертрофированные объемы тюля, невероятные оборки и разрезы, как будто бы сделанные ножницами в бабушкиной шторе, превращенной в платье, и сочетает это все то со странной обувью на огромной платформе, то с цветными колготками.
Lirika Matoshi
Лирика Матоши — косовский модельер из Нью-Йорка — делала довольно популярные колготки из сетки, декорированной цветами и бабочками, продавала их и другие вещи в магазинчике на Etsy. И хотя о ней даже писали глянцевые издания, а в ее цветах певица Эль Кинг выходила на церемонию Grammy в 2017, а в клубничном платье из тюля — Тесс Холидей в 2019, Лирика все равно оставалась скорее «широко известной в узких кругах». Пока однажды во время «коронаизоляции» то самое платье с клубниками Lirika Matoshi ни стало буквально вирусным. Восторженную распаковку наряда выложила в TikTok Авери Мэйер — видео набрало больше 5 млн просмотров, и пошло-поехало. К августу в инстаграме под тэгом #strawberrydress было уже более 15 тысяч постов, включая мемы, фото и видео с переодеванием Гарри Стайлза, а о феномене клубничного платья написали, кажется, все модные издания: во время карантина непрактичный тюль с вышитыми блестками клубниками стал символом надежды на то, что скоро можно будет нарядиться и выйти в люди — а пока хотя бы покрасоваться перед зеркалом и выложить фото в соцсети. Спрос на платье вырос в десятки раз, но хотя команде бренда пришлось отшивать его без выходных, цена осталась прежней (за те же $490 его можно купить и сейчас).
И, кажется, в этом вся суть и весь смысл современного неоромантизма — он про то, чтобы чувствовать свободу быть собой и одновременно превращаться в героя всех своих любимых детских книжек сразу. Когда еще, если не сейчас?
1/10 блузка Shein, 760 руб., ru.shein.com
2/10 платье Shein, 1 100 руб., ru.shein.com
3/10 платье Vero Moda, ~~5790 руб.~~, 1790 руб., asos.com
4/10 платье Asos design, 6290 руб., asos.com
5/10 платье Sister Jane, 10 299 руб., lamoda.ru
6/10 топ Roses and Lace, 15 600 руб., ru.rosesandlace.com
https://ru.rosesandlace.com/collections/tops/products/baverly-top-white-blue-flower
7/10 платье Batsheva, ~~44 132 руб.~~, 22 066 руб., farfetch.com
8/10 блузка Acler, 27 071 руб., farfetch.com
9/10 платье Self-Portrait, 29 805 руб., farfetch.com
10/10 платье Alessandra Rich, 136 134 руб., farfetch.com