Сегодня люди учатся на протяжении всей жизни: одни во взрослом возрасте идут в художественную школу, другие на курсы по инвестициям, а третьи решают заговорить на иностранном языке. Мы щепетильно подбираем формат обучения, выкраиваем время на занятия в сумасшедшем рабочем ритме. Но иногда прямо перед стартом вдруг замираем из-за опасений, что ничего не получится.
Методист курсов по изучению английского языка «Флоу» от Яндекс.Практикума Ольга Сэйер рассказала Glamour, почему так происходит и как с этим справиться.В списке известных фобий можно найти много интересного: например, есть кумпунофобия – боязнь пуговиц, хайрофобия – боязнь засмеяться в неподобающей ситуации или папафобия – боязнь папы римского. Но вот боязни чистого листа там нет, хотя выражение «страх чистого листа» — знакомо каждому.
Конечно, белый лист пугает нас не фактом своего существования, а тем смыслом, который каждый из нас вкладывает в понятие. Это, как правило, волнение перед новым начинанием: от освоения нового вида спорта до иностранного языка.
Распознайте голос внутреннего критика
Иногда сильное волнение перед новым начинанием растёт из страха не закончить дело с тем результатом, которого от себя ожидаешь.
Человек ставит себе чересчур амбициозные цели и завышает планку, например, решает уверенно кататься на сноуборде через две недели после начала обучения или хочет свободно заговорить на английском через месяц занятий. При этом факт успеха или неуспеха обрастает дополнительными значениями: от «пятерки» зависит самооценка, а в случае «четверки» в голове возникает критикующий голос, который медленно поджаривает на сковородке стыда и вины за собственное несовершенство.
Как правило, установки «достигаторства» идут из родительской семьи или от учителей. Всем знакомы фразы в духе «четверка не оценка», «ошибаться плохо», «такая умная девочка не может чего-то не знать». Поэтому, когда мы планируем результат, мы всегда словно ведем внутренний диалог с тем, кто когда-то давно, в детстве, ставил нам задачи. Взрослые мы скопировали эти ожидания и теперь требуем того же сами от себя.
Хорошо, если эти ожидания реалистичны, принимают во внимание разные факторы и жизненные ограничения, вроде рабочего расписания. А если нет? Если в голове намертво прошито «Сделай идеально, или умри»? Тогда эта чрезмерно завышенная планка вызывает тревогу перед любым новым занятием.
Чтобы справиться с этими переживаниями, для начала можно спросить себя, чьим голосом говорит этот внутренний критик — это голос строгого учителя или кого-то из родственников? Отчего мы раз за разом сжимаемся, когда слышим его?
Посмотреть эту публикацию в Instagram
Публикация от Lana (@adark.lana) 19 Окт 2020 в 7:15 PDT
**Признайте, что требования к себе завышены**
Когда вы разберетесь с происхождением неутомимого внутреннего критика, следующим шагом важно будет осознать и принять тот факт, что ваши требования к себе завышены. Это бывает непросто, особенно если человек рос в среде, где от него постоянно ожидали наилучшего результата. Так он мог стать привычным к чрезмерным требованиям и перестать замечать, что с ними что-то не так. Это как в пословице: «Рыба замечает воду последней». Но все же, даже в этом случае можно поймать момент и осознать, что вы завышаете планку ожиданий по отношению к себе. Для этого попробуйте ответить себе на несколько вопросов:
- Вы чувствуете, что вам ни на что не хватает времени?
- Вы привыкли всегда выполнять работу «как следует»?
- Ваши мысли постоянно занимают нерешенные задачи?
- Вам трудно расслабиться и поэтому вы всегда как бы чуть-чуть не «здесь и сейчас»?
- Может быть, в жизни остается мало спонтанности, игры, иронии?
Если на часть вопросов вы ответили «да», возможно, у вас слишком жесткие требования к себе. В этом случае важно понимать, что у привычки планировать больше, чем получается потянуть, могут быть плохие последствия. Ведь если раз за разом нам не удается поставить в голове галочку «выполнено», у нас появляется устойчивая ассоциация «усилие — неудача».
**Поставьте достижимые и конкретные цели**
Чтобы эта ассоциация не закреплялась и не мешала браться за новые дела, нужны достижимые цели. Во «Флоу» мы в этом помогаем: к каждому ученику прикрепляется личный преподаватель, который обсуждает и формулирует вместе с ним цель, отслеживает, как идут дела.
Но есть кое-что поважнее, чем конечная цель — это промежуточные цели и результаты — именно они держат в тонусе нашу систему мотивации в мозге.
Эта система работает на дофамине. Раньше дофамин называли «молекулой счастья», но сейчас ученые больше склоняются к версии, что этот нейромедиатор — молекула азарта, или обещания счастья. Если в голове бурлит дофамин, настроение у нас приподнятое, мотивация делать что-то — повышается. Когда мы ставим небольшие промежуточные цели и достигаем их — мозг выдает дофамин, появляется энергия и чувство «нужности», ощущение движения вперед. Так что вместо долгого и мучительного восхождения на Эверест: в духе «пробежать супермарафон» или «выучить английский», — разбейте свои планы на части и идите поступательно. Вместо цели пробежать марафон, хвалите себя за то, что просто стали чаще выходить на пробежку. Ведь промежуточные цели не только подпитывают мозг дофамином, но и делают задачу посильной. Тем более что большую задачу можно разбивать на несколько частей, которые сами по себе имеют смысл: не выучить язык, а научиться делать бизнес-презентации. Это могут быть как конкретные, так и практические цели. Разницу между абстрактной и конкретной целью легко почувствовать: абстрактная — это «Я знаю названия 10 видов еды и напитков», а конкретная и практическая — «Могу заказать кофе с пирожным навынос».
**Вспомните прошлые успехи и не бояться просить помощи**
Если вы делаете что-то впервые, не забывайте, что «начинающий» не равно «маленький». Мы взрослые и можем опираться на свой предыдущий опыт. Вспомните, как успешно вы научились чему-то во взрослом возрасте, например, водить машину. Какие чувства вы испытывали до, в процессе и после? Как справлялись с трудностями? А теперь перенесите успешный опыт в новое начинание. Часто, когда что-то не получалось, мы попросили помощи, и все становилось лучше. Скажем, автоинструктор помог укротить упрямую педаль сцепления, а тренер – разобраться с программой питания. Наверняка и в этом начинании вы не одни и можете обратиться за советом и помощью.
В жизни мы редко остаемся совсем одни. Помощи просят не только ученики, но и учителя. И этого не стоит стесняться. Например, наши преподаватели английского, бывает, обращаются ко мне за советом: «У моего студента не получается освоить вот эту тему, как ему помочь?». Вместе мы придумываем решение, и студент в итоге успешно сдает экзамен или проходит собеседование на английском на должность мечты. Преподаватели, когда узнают об этих достижениях, буквально, рыдают от счастья. Но ведь такого результата могло не быть, если бы мы не верили в возможность успеха и не просили поддержки друг у друга.
Посмотреть эту публикацию в Instagram
Публикация от Marie von Behrens (@mvb) 10 Июн 2020 в 8:50 PDT
**Включите эмоции**
Многим знакомо радостное ощущение потока, когда ты уже втянулся в процесс и не замечаешь, как летит время. Запустить и раскачать это помогают эмоции. Эмоции — та самая искра, которая дает импульс мозгу и запускает сложный комплекс процессов обучения, в которых задействованы воля, мышление, память.
Драйвером в освоении чего-то нового может быть любопытство. Например, во «Флоу» методисты ориентируются на такой глобальный тренд как обучение через сторителлинг. Мы придумываем интерактивные истории: о Гэри, который изобрел машинку для клонирования, но она вышла из-под контроля; о городе, где по слухам водятся зомби. Нещадно эксплуатируя законы жанра, делаем повествование выпуклым и остросюжетным, и внезапно обрываем его на самом интересном месте. Так, благодаря любопытству и желанию узнать, что же будет дальше — студент продолжает следить за сюжетом, одновременно выполняя учебные задания, которыми начинена история как булка изюмом. Ему настолько интересно, что он не замечает трудностей. Эмоции помогут всегда, чему бы вы ни хотели научиться. Им есть место в любом деле, даже если это якобы скучные физика или математика. Одно исследование показало — когда математики видят красивое и элегантно сформулированное уравнение в противоположность уродливому и неуклюжему, у них активизируется тот же отдел мозга, что и в моменты созерцания картины и наслаждения ее красотой.
**Выберите верное убеждение**
На мой взгляд, есть всего два убеждения, которые фундаментально определяют, что мы чувствуем, как ведем себя, и достигнем ли мы успеха в изучении чего-то нового. Вот они: «У меня получится» и «У меня НЕ получится». Причем наличие того или другого часто не связано с какими-то объективными факторами. Бывает, что умный, талантливый, творческий человек по какой-то причине не видит, не представляет себя и не связывает свою идентичность с тем или иным умением. Например, не связывает себя с навыком говорить на иностранном языке: «Я — это тот, кто говорит только по-русски». Как бы преподаватели ни старались, человек будет бессознательно саботировать обучение. А есть те, кто спокойно про себя говорит: «Сейчас я не умею, но обязательно научусь». Вторые, похоже, больше правы. Ведь, например, сейчас количество не-носителей английского языка в мире превышает число носителей: мы уже забрали язык себе, он наш, остается наладить с ним отношения. То же касается и других навыков — стоит выбрать верное убеждение и чаще говорить себе «У меня получалось раньше, получится и сейчас».