Есть ли смысл делать прививку от COVID-19, если ученые пока не знают, возможен ли долгосрочный иммунитет к коронавирусу?
Простого ответа на этот вопрос быть не может, потому что формирование иммунитета к новому коронавирусу действительно пока недостаточно изучено. На основе анализа информации об уже знакомых нам вирусах этого семейства, вызывающих сезонную простуду, мы можем предполагать, что иммунитет к SARS-CoV-2 вряд ли будет держаться долго.
Коронавирусы — это достаточно хитрая группа вирусов, повторное заражение которыми теоретически возможно и через пару месяцев после перенесенной болезни. Сейчас мы уже понимаем, что для защиты от COVID-19, во-первых, очень важен Т-клеточный иммунитет — это второе «крыло» иммунной системы, которое борется не с самим вирусом, а с зараженными им клетками. А во-вторых, формирование «правильных» антител, потому что при коронавирусах порой вырабатываются «неподходящие» антитела, не помогающие организму с ним бороться, а наоборот, провоцирующие более тяжелое течение болезни. Этот феномен называется «антителозависимое усиление инфекции» и тоже пока изучен плохо.А еще мы должны учитывать, что иммунная память на вирус, возникающая после перенесенной болезни, и иммунная память на вакцину — это не одно и то же. При создании вакцин ученые учитывают все проблемные места коронавирусов и делают так, чтобы организм в ответ на вакцинацию с большей долей вероятности вырабатывал «правильные» антитела и формировал долгосрочный Т-клеточный иммунитет.
В чем разница между ключевыми российскими и американскими вакцинами?
Российских вакцин пока две: «Спутник V» и «ЭпиВакКорона». «ЭпиВакКорона» — это пептидная вакцина; информации о ней пока не очень много, но материалом для ее создания являются пептиды вируса — части его белка. Если быть совсем точной, белок-шип на поверхности коронавируса. С 21 ноября началась третья фаза испытаний этой вакцины, в которой, помимо 40 тысяч добровольцев, участвуют 150 человек старше 60 лет. Увы, этого все равно мало, чтобы собрать информацию о безопасности препарата для людей этой возрастной группы.
Вакцина «Спутник V» — векторная. Вектором называют «переносчика», транспорт вакцинного материала; в данном случае им выступают два аденовируса человека. Похожий механизм лежит в основе вакцины англо-шведской фармацевтической компании AstraZeneca. Ее ключевое отличие в том, что в качестве вектора используется аденовирус шимпанзе, а не человека. В ближайшее время должны начаться совместные испытания британской и российской вакцин, что в теории позволит применять их комбинировано, повысить эффективность прививки и создать более гибкие графики вакцинации.
Что касается двух американских «ньюсмейкеров», Pfizer и Moderna, то обе фармкомпании создали РНК-вакцины. В основе таких вакцин — фрагмент РНК вируса, упакованный в липидную наночастицу, то есть, в своеобразный «мыльный пузырь». Попадая в клетку, кусочек вируса начинает продуцировать сам себя, но не полноценный вирус, и на это уже формируется иммунный ответ. РНК-вакцины — новая технология, раньше в мире их не создавали и не регистрировали. Поэтому, с одной стороны, я как ученый рада такому биотехнологическому прорыву, а с другой, меня не устраивает ускоренная регистрация этих вакцин.
Отмечу, что векторные вакцины тоже сравнительно новые, хотя раньше они уже создавались и использовались для борьбы с другими болезнями. Но с ними связана одна характерная проблема — чаще всего такие вакцины нельзя колоть повторно, потому что иммунитет вырабатывается в том числе и на сам вектор (как мы помним, это другой вирус). А еще есть шанс, что человек уже болел таким же или похожим вирусом, и тогда его иммунная система просто «съест» вакцину и эффекта от прививки не будет.
В чем вы видите слабые места российских и американских вакцин?
Слабое место вакцины «Спутник V» состоит в том, что ее нельзя колоть несколько раз, потому что иммунитет научится реагировать на сам вектор. К тому же, побочных эффектов у нее может быть больше, чем у РНК-вакцин, просто в силу особенностей механизмов создания векторных вакцин.
Самое слабое место РНК-вакцин — условия их хранения. Вакцина Pfizer должна храниться при -70 градусах, а для ее транспортировки нужна ультрахолодовая цепь, а вакцина Moderna хранится при -20 градусах, но даже такой температурный режим соблюдать довольно тяжело.
Опасно ли вакцинироваться новыми препаратами?
Не опасно вакцинироваться той вакциной, которая была адекватно протестирована. На данный момент такой вакцины нет. Лично я против ускоренной регистрации вакцин в том виде, в котором она существует сейчас. Это касается и регистрации вакцины «Спутник V», и регистрации китайской вакцины, и, в той же степени, Pfizer и Moderna. В отсутствие клинических испытаний, проведенных в достаточные сроки, я не вижу веских доказательств того, что какая-то из этих вакцин полностью безопасна.
Если говорить конкретно о российских вакцинах, то производители собрали и предоставили очень мало данных, позволяющих понять, как они влияют на людей старше 60 лет. А это группа риска, которая и должна быть первой в очереди на вакцинацию.
Что касается вакцин Moderna и Pfizer, то на первый взгляд кажется, что связанных с ними рисков меньше — это «чистый» продукт без векторов и каких-либо посторонних клеток в составе. Мы предполагали, что благодаря самой технологии создания у них должно быть меньше побочных эффектов. Тем не менее, обе вакцины должны пройти адекватные клинические испытания, чего сейчас не происходит. И это уже приносит первые негативные плоды: оказалось, что в группе добровольцев, тестировавших вакцину Pfizer, не было людей с сильными аллергиями. И теперь с началом массовой вакцинации мы наблюдаем уже два случая анафилактического шока после прививки. Если бы разработчики вакцины и регулятор, выпустивший ее на рынок, не торопились, этого можно было бы избежать. Да, у них были данные, что они хорошо переносятся людьми из групп риска и заметно облегчают течение болезни, но я настаиваю на том, что это не повод упрощать проверку безопасности.
Возможны ли какие-то отложенные побочные эффекты у вакцин от коронавируса?
Пока все, что мы наблюдаем — ожидаемые и предсказуемые последствия любой вакцинации: легкое воспаление, повышение температуры, покраснение и уплотнение на месте укола. Если говорить о векторных вакцинах, созданных на основе «простудного» аденовируса, то можно ожидать проявлений симптомов простуды — это будет реакцией иммунитета на вектор. Пока никаких признаков того, что у какой-то из вакцин будут отложенные последствия, нет. Но чтобы убедиться в этом окончательно, нам нужны полноценные трехфазные клинические испытания на большом количестве добровольцев. Потому что именно в таких условиях могут проявиться редкие побочные эффекты. Которые: кстати, вполне возможны, потому что с технологической точки зрения, все вакцины новые.
Если бы у меня самой была возможность бесплатно получить прививку РНК-вакцины, я бы, наверное, согласилась. С поправкой на то, что я против ускоренной регистрации вакцин. Дело в том, что я активно работаю с родителями-«антипрививочниками». И когда они видят совершенно беспринципное ускорение сроков регистрации вакцин, они укрепляются в своих сомнениях, а не вредно ли это, и отказываются от прививок — не от COVID-19, а от кори и полиомиелита. Это очень опасно!