Сегодня человек потребляет на 400% больше одежды, чем 20 лет назад. Ежегодно производится 150 млрд предметов гардероба. Этого достаточно, чтобы каждый житель Земли ежемесячно обзаводился 1-2 новыми вещами. По прогнозам, к 2030 году потребление одежды и обуви увеличится с 62 до 102 млн тонн. Поводов для радости здесь мало — чем больше производится вещей, тем сильнее ущерб, наносимый фэшн-производителями окружающей среде.
Получается замкнутый круг. Наряжаться во что-то новое хочется всегда, но и об экологии тоже задумываешься. Независимые сервисы, потребители и даже крупные бренды склоняются к тому, что лучшим выходом в этой ситуации может стать аренда одежды. Как это работает, специально для Glamour разбиралась автор телеграм-канала о ресейле «Ничего нового» Таня Нудельман.Все прогрессивное мировое сообщество сегодня активно переходит на сторону осознанного потребления, среди главных слов 2021 года — «ресейл», «вторичное потребление», «эко-френдли», «sustainable». Для голливудских кинозвезд уже несколько лет как стало хорошим тоном выходить на красную дорожку в винтажных или арендованных нарядах.
На фоне тренда на вторичное потребление по всему миру возникают старт-апы, предлагающие сервис аренды одежды. Их главное отличие от предшественников — «салонов» с вечерними платьями и маскарадными костюмами — заключается в том, что сегодня технологичные стартапы по аренде одежды предлагают вещи на каждый день.
Давайте посмотрим, что происходит с сервисом аренды одежды в Европе, США и Китае и примерим на себя эту актуальную и экологичную альтернативу покупке одежды в магазине.
Rent the runway
Пионер арендного бизнеса одежды — нью-йоркская Rent the Runway — предлагает возможность подписки, как на Netflix: за $159 клиентки могут оформить подписку на вещи, и взять в аренду неограниченное количество раз спортивную, повседневную и деловую одежду.
В Rent the Runway можно также арендовать уникальные платья стоимостью тысячи долларов всего за $50-200 на срок до четырех дней. В стоимость заложена доставка до двери и затраты на чистку после каждого заказа. На случай повреждения вещей в цену аренды включена страховка — $5.
Девиз компании — «Rent, Reduce, Reuse», что значит «Арендуй, сокращай вред окружающей среде, используй повторно».
Посмотреть эту публикацию в Instagram
Публикация от Rent the Runway (@renttherunway)
My Wardrobe HQ
В Великобритании тоже есть свой лидер в области фэшн аренды — маркетплейс My Wardrobe HQ. Компания включает в свой арендный каталог вещи от независимых комитентов, а также работает со стоками брендов. Курьерскую доставку и чистку вещей после каждого заказа компания берет на себя, а также использует озоновую очистку — процесс, который устраняет бактерии и вирусы, популярный сейчас по понятным причинам. Если вы арендовали вещь и она вам понравилась, при желании всегда можете приобрести ее в собственность за сумму, меньшую чем первоначальная розничная цена.
«Рассматривать свой гардероб как источник дохода — довольно перспективная идея», — говорит экс-директор британского бренда Topshop Джейн Шепердсон, основатель My Wardrobe HQ. Она считает, что аренда дорогой дизайнерской одежды даст многим возможность носить красивую и качественную одежду, обувь и аксессуары, которые они не могут себе позволить приобрести. Например, что многим женщинам проще взять в аренду дорогое дизайнерское платье и пару туфель Jimmy Choo за 60 фунтов (около 5000 рублей), чем покупать все то же самое за несколько сотен фунтов (около 20 000 рублей) ради того, чтобы надеть это всего пару раз.
Посмотреть эту публикацию в Instagram
Публикация от MY WARDROBE HQ (@mywardrobe_hq)
YCloset
Третий крупный игрок на рынке аренды одежды родом из Азии: YCloset — китайская платформа аренды одежды, основанная в 2015 году. В основном сервисом пользуются женщины от 22 до 30 лет. На платформе миллионы зарегистрированных пользователей, которые за фиксированную плату получают в аренду неограниченное число предметов одежды. Как правило на подобных платформах арендаторы быстро становятся арендодателями и наоборот. Они думают: «Почему бы мне не заработать на аренде того, что я сам не планирую использовать?».
От сервисов по аренде одежды не отстают и ресейл платформы, включая услугу аренды в набор своих дополнительных услуг.
Rebag
Так, например, американский ресейл-проект Rebag одним из первых запустил услугу аренды культовых сумок: участники программы Rebag Infinity Exchange могут купить сумку, поносить полгода, а затем вернуть и получить 70% от ее стоимости. Их слоган звучит так: С Rebag Infinity вы можете попробовать что-то новое без каких-либо обязательств. Переходите от одной сумочки или аксессуара к другому и прощайтесь с моногамией в мире люксовых брендов.
Посмотреть эту публикацию в Instagram
Публикация от Rebag (@rebagofficial)
Вы спросите, а что же в России? Как же нам с вами побыть хоть немного «Эмили в Париже» — чтобы каждое утро и в новом наряде? При этом не тратить на одежду десятки тысяч и место в квартире не занимать. За арендой одежды пока придется ехать в Москву и Санкт-Петербург.
Spin4Spin
В Москве, на заводе Арма, расположен шоу-рум Spin4Spin. Амбициозный молодой проект предлагает услуги по аренде актуального стритвира и авангардных люксовых брендов, таких как Saint Laurent, Yohji Yamamoto, Сomme des Garcons, Balenciaga, Supreme. Основные клиенты Spin –– мужчины, хотя есть и юнисекс коллекции, которые вполне подойдут девушкам. Cтоимость аренды в среднем — от 1 000 до 4 500 рублей за 3 дня. В аренду доступные брендовые подиумные вещи от от классики Saint Laurent до вещей в стиле апсайклинг бренда Greg Lauren. Цены зависят от рыночной стоимости и категории: например, бархатный пиджак Haider Ackermann или пиджак Saint Laurent из коллекции Эди Слимана будут стоить 4 000₽, унисекс рубашка Balenciaga 1500₽, а классические брюки из подиумной коллекции Thom Browne –– 1 000 рублей.
Сервис аренды Spin4Spin пользуется большой популярностью у стилистов, которые работают со звездами и инфлюенсерами, а также у художников по костюмам, продюсеров, фотографов.
Звездные луки в Spin подбираются для Элджея, Rakhim, Slava Marlow, Егора Крида, Рокета и многих других исполнителей. Команда Spin стилизовала образы для Антона Криворотова в шоу «Холостяк», а недавно для видео «самый короткий подкаст» Гоши Карцева с участием Чумы Вечеринки, Жени Калинкина.
Посмотреть эту публикацию в Instagram
Публикация от Spin4Spin (@spin4spin)
Dress up Bar
Еще один московский проект аренды одежды Dress up Bar запустила cелебрити-стилист Лина Дембикова. Здесь в аренду можно взять вечернее платье на любой вкус, клатч, аксессуары. Цены за аренду в среднем, — от 1 500 до 8 000 рублей. Также в Dress up Bar есть свой бьюти-бар, в котором можно подготовиться к девичнику или светской вечеринке.
Вот, что о своем проекте говорит сама Лина Дембикова: «В какой-то момент я задумалась над тем, что девушкам очень дорого собираться на мероприятия: платье, макияж, укладка. А ведь поводы случаются часто: то день рождения, то корпоратив, а свидание вообще может быть три раза в неделю. Захотелось сделать процесс сборов более экономичным, а еще быстрым и удобным. Все эти точки соединились воедино и родилась идея создания Dress Up Bar»
Посмотреть эту публикацию в Instagram
Публикация от DRESS UP BAR MOSCOW (@dressupbar_moscow)
Сервис аренды повседневной одежды МО
В Санкт-Петербурге есть замечательный онлайн сервис аренды повседневной одежды МО и предлагают они одежду на каждый день от актуальных российских брендов. Срок аренды — 2 недели и это не случайно. За это время вещь еще не успеет запачкаться, а после — команда сервиса за ней поухаживает самостоятельно: отпарит, починит, отдаст в химчистку. И к следующему клиенту вещь приедет чистая и выглаженная.
Доставляет всё курьер в сумке, специально сконструированной основательницей МО. В сумке удобно переносить вещи или повесить их на вешалку не вынимая из сумки. А еще в MO есть страховка. Если с вещью случилась неприятность - капнули кофе или оторвалась пуговица — вам не выпишут вам никаких штрафов, а почистят и починят всё сами.
Основательница МО Ксения Лушникова рассказывает: «Меня всегда раздражало ходить по магазинам и еще больше раздражало когда ничего не находишь, покупаешь то что «более-менее нормальное», а потом страдаешь глядя на эту вещь и винишь себя. Сейчас я конечно уже так не делаю и никогда не покупаю то, в чем не уверена на 100%. Но, желание попробовать что-то новое, все равно осталось. Да и просто хочется иметь более вариативный гардероб, но не винить себя что надеваю вещь пару раз в год. Аренда напрашивается сама собой.»
Посмотреть эту публикацию в Instagram
Публикация от MO_ (@moclothing_official)
Посмотреть эту публикацию в Instagram
Публикация от MO_ (@moclothing_official)
NextGeneration 22
Российский стартап NextGeneration 22 — это сервис аренды детских вещей по подписке, что очень актуально, ведь только за первые два года жизни ребенок меняет восемь размеров одежды, а это около 280 предметов, большинство из которых используется всего 2-3 месяца.
В NextGeneration 22 можно оформить подписку от 1 300 рублей до 5 870 рублей в зависимости от тарифа. Подписка предусматривает ежемесячную доставку коробки с качественными детскими вещами - от 3 до 10 штук. NG22 — это по сути «облачный гардероб», который постоянно обновляется и не занимает место в шкафу. Больше не нужно покупать вещи на вырост, можно выбирать только то, что нужно здесь и сейчас. Доставка вещей бесплатна, экохимчистка включена, а любую понравившуюся вещь можно выкупить по цене ниже розничной.
Посмотреть эту публикацию в Instagram
Публикация от NG22| АРЕНДА ДЕТСКОЙ ОДЕЖДЫ (@nextgeneration.22)
Vecher
Бюро аренды дизайнерский вечерних платьев и украшений Vecher появилось в Москве в декабре 2020 и сразу заявили о себе шоу-румом на Петровке, главной улице всех любительниц шопинга.
Основательница сервиса Елена Казак считает, что ее проект сокращает расходы и время на поиски наряда на мероприятие, а также вдохновляет девушек на осознанное потребление, ведь дорогое платье, купленное ради одного выхода «в свет» больше не должно пылиться у вас в шкафу. Vecher не только предлагает в аренду вечерние наряды от культовых дизайнеров, но и принимает личные наряды на агентское обслуживание. То есть ваши вечерние платья арендуются другими девушками, а вы получаете пассивный доход. Аренда наряда от любимого бренда it girls — Rotate обойдется вам в 7 000 рублей на 3 дня, а роскошное платье от Givenchy — в 22 000 рублей. К платьям можно подобрать украшение и изящную вечернюю сумочку. Вот только обувь приносите свою. По словам основательницы Vecher, аренда обуви очень сложная история - ведь нет никакой гарантии, что туфли вернутся в том же состоянии, что их брали.
В первую арендную коллекцию вошли наряды от Oscar de la Renta, Balenciaga, Alberta Ferretti, McQ Alexander McQueen, а также российских и грузинских дизайнеров. Пополнять коллекцию новыми нарядами планируется регулярно. Основные размеры представлены в категории S, M, но в будущем размерная сетка будет расширена.
Посмотреть эту публикацию в Instagram
Публикация от Бюро аренды Vecher (@vecher.moscow)
Бренды тоже обыгрывают идею аренды, только немного иначе.
Из недавних ярких примеров подобных проектов: Levi's с датской маркой Ganni представили коллаборацию Love Letter — вещи из коллекции нельзя купить, можно только арендовать за $55 в неделю. Коллекция состоит из трех предметов, все они сделаны из переработанных винтажных Levi’s.Каждая вещь имеет специальный ярлык NFC (Near Field Communication), который покупатели могут отсканировать, чтобы получить информацию о предыдущих арендаторах и узнать, откуда были получены материалы и как вещь была сшита. Все поставки доставляются в многоразовой упаковке RePack, и каждый товар тщательно обрабатывается с соблюдением строгих и экологических методов этичного производства. Линейка стала продолжением проекта Ganni Repeat, который марка запустила в 2019 году. Он представляет собой программу по аренде одежды на период до трех недель. Раньше она работала только в Дании, но в сотрудничестве с Levi’s Ganni распространяют ее на всю Европу и Америку. При помощи коллекции Love Letter Ganni и Levi’s хотят привлечь внимание к проблеме перепроизводства одежды и рассказать аудитории об альтернативных возможностях — апсайклинге, переработке текстиля и аренде одежды вместо ее покупки.
«Идея заключалась в том, чтобы создать что-то, что носят многие, но никому не принадлежит»,— говорит креативный директор Ganni Дитте Реффструп.
Посмотреть эту публикацию в Instagram
Такие популярные бренды, как Banana Republic, Scotch & Soda, American Eagle, Urban Outfitters и Ann Taylor уже запустили сервисы по аренде одежды. Подобный сервис в 2019 году предложила одна из крупнейших ритейл-компаний — H&M. С 1 декабря прошлого года H&M начал тестировать сервис по аренде одежды в своем флагманском магазине в Стокгольме. За 37$ в неделю можно оформить подписку на приложение, в котором представлены коллекции 2012–2019 годов. Участники программы лояльности могут взять напрокат подборку юбок и платьев из коллекций бренда Conscious Exclusive, а также записаться на прием к стилисту, чтобы получить совет по поводу одежды, которую они планируют арендовать.
В том же 2019 спустя пару дней после запуска шеринга в магазине H&M в Стокгольме шведская компания объявила о начале сотрудничества их дочернего бренда COS с китайской онлайн-платформой по прокату одежды YCloset. Совсем недавно COS объявили о том, что запускают собственную онлайн ресейл-платформу. Проект будет запущен по всему миру уже в этом месяце и позволит клиентам покупать и продавать архивные вещи COS в отличном состоянии.
Летом 2020 один из самых известных универмагов Великобритании Selfridges сделал шаг в сторону осознанного потребления и запустил инициативу Project Earth, которая включала в себя собственный сервис аренды в тандеме с британской платформой Hurr. Согласно новой программе, аренда платья на одну неделю обойдется клиенту в 65 фунтов. В пилотном проекте универмага также предполагаются услуги по ресейлу и ремонту одежды.
Посмотреть эту публикацию в Instagram
Публикация от Selfridges (@theofficialselfridges)
Откажемся ли когда-нибудь от покупки одежды вообще?
Можно ли представить себе общество, которое полностью перейдет от личного владения вещами к аренде одежды? Скорее всего такого никогда не произойдет. Все же одежда слишком интимная вещь, часть нашей личности.
Но уже сейчас очевидно, что если сервисы по аренде одежды будут и дальше увеличивать количество вещей в своих коллекциях, предоставлять он-лайн доступ и удобную доставку с примеркой, расширять географию присутствия, то это станет отличной альтернативой для тех, кто хочет чего-то нового, но не уверен в покупке и не хочет мучиться чувством вины за потраченную крупную сумму. В кризисный 2021 год легко понять, почему идея аренды одежды так соответствует духу времени.
Хочу закончить прекрасными словами Кэролин Мэйр, поведенческого психолога и автор книги «Психология моды»: «Вместо того чтобы отрицать врожденное стремление человека к новизне, которое мы ассоциируем с удовольствием и вознаграждением, прокат одежды может дать нам необходимый выброс дофамина — то, что так необходимо в трудные времена. Мы быстро привыкаем к вещам, которые нам изначально понравились и сила первоначального удовольствия со временем истощается. Мода процветает на нашей потребности в новизне, и поэтому аренда — и другие варианты, которые позволяют нам иметь «новое для нас» — отличная альтернатива для удовлетворения наших потребностей».