Международный фестиваль ландшафтных объектов Архстояние снова пройдет с 23 по 25 июля в Арт-парке Никола-Ленивец в Калужской области. Участники фестиваля в этом году попытались представить в своих работах, как изменилась наша жизнь после пандемии и каково это — быть в замкнутом пространстве наедине с собой и своим личным.
То самое «личное», к слову, стало основной темой фестиваля в этом году. Мы поинтересовались у архитекторов и художников, как они переживали вынужденную изоляцию, удалось ли им что-то переосмыслить о себе и окружающем мире, а также, как это все отразилось на их творчестве.Сергей Кузнецов, главный архитектор Москвы, художник:
— Искусство требует постоянного контакта. Современный художник должен быть включен в регулярное общение с публикой, чтобы мотивировать людей к занятию созидательным и творческим процессом. Обычно речь идет о выставках или пленэрах, но пандемия наложила ряд ограничений и заставила в некотором смысле смотреть шире. Я начал вести онлайн мастер-классы по акварели в прямом эфире в Инстаграме. Такая регулярная демонстрация процесса для меня стала новой вехой в творчестве, но говорить о том, что это как-то повлияло на сами работы – технику, сюжеты — пока рано. Одно могу сказать точно – мое творчество стало более публичным, что идет только на пользу. Я постоянно стараюсь работать над собой и что-то переосмысливать, и такой подход повлиял на восприятие пандемии в целом. Этот период для меня не окрашен черными красками, и вынужденную изоляцию я рассматривал скорее как возможность уделить больше времени семье, домашним делам, саморазвитию, например, спорту и искусству. В Никола-Ленивце я представлю проект под названием «Русское идеальное», который посвящен размышлениям о будущем архитектуры, отечественной в первую очередь. И он затрагивает очень актуальную для профессиональной среды тему качества и новаторства. Честно говоря, я не вижу прямой связи между коронавирусом и этим проектом, поскольку мне кажется, что пандемия – явление все-таки временное, и наша реальность не превратится в постоянные ограничения, локдауны и так далее. В этом смысле наше «Русское идеальное» имеет более глубинную философскую основу. Я убежден, что в России можно проектировать и строить на очень высоком уровне, сам добиваюсь этого в своей работе, и убежден, что будущее российской архитектуры точно будет светлым.
Сергей Кузнецов. «Русское идеальное»
Владимир Наседкин, художник:
— Тема преград и закрытых пространств много лет является главной для многих моих работ. Я вижу в геометрических построениях метафору нашего общества. Казалось бы, простые структуры в моих картинах, инсталляциях и объектах становятся средством драматизации политической и социальной жизни. В геометрические узоры складываются трубопроводы, телефонные провода, все системы коммуникаций, напоминающие камеры тюрем или квартиры массовой застройки. Геометрия как воплощение ясных отношений, четких углов и прямых линий. И работая над проектом «Пьяный забор» для «Архстояния», который я делаю при большой поддержке Музея AZ, Наталии Опалевой и Полины Лобачевской, я вдруг увидел новые смыслы, заложенные уже пандемией и всей политической жизнью России последних лет: и теперь это не Забор и не ирония над нашей жизнью, а быть может, «железный занавес», преграда, разъединяющая всех нас в России, да и во всем мире. Я думал, что мой «Пьяный забор» будет замкнут в своей игре формой и смыслом, отрешен и почти стерилен, своим минимализмом предлагая зрителю отстраниться от суеты и погрузится в медитацию, оставив ощущение тайны и недосказанности, но жизнь, как мы видим, вносит свои и порой неожиданные коннотации.
Евгений Брагин, IT-архитектор, соавтор проекта-победителя открытого конкурса на инклюзивный объект для «Архстояния»:
— Пандемия показала нам всем, насколько мы уязвимы. Во время локдауна в Москве, когда можно было выйти из дома только погулять с псом, мы поняли, как нуждаемся в природе, в простой прогулке по лесу. Ещё тогда мы задумались над тем, чтобы совместить ощущение одиночества в собственной квартире с возможностью раздвинуть эти стены и оказаться в новом месте. На «Архстоянии» вместе с моим соавтором Василисой Прокопчук мы представим инклюзивный арт-объект «Непроходимая чаща», который направлен на восприятие окружающей нас среды при помощи различных органов чувств. Да, где-то это будет сложно, кому-то захочется дойти до определенного места в чаще и остаться внутри наедине со своими мыслями, а кто-то и вовсе решит не заходить в неё. Главное, что каждый сам вправе выбрать способ коммуникации с этим объектом.
Евгений Брагин и Василиса Прокопчук «Непроходимая чаща».
Таисия Короткова, художница:
— Во время карантина я сидела в замкнутом пространстве мастерской, изучала сайты, посвященные освоению человеком космоса и слушала научную фантастику. Вымышленные путешествия заменили мне путешествия реальные. Для фестиваля я решила сконструировать палатку космического путешественника. Конечно, это не реальная палатка, а скорее воплощение какого-то сна, так как обстановка начисто лишена практичности. Внутренняя поверхность палатки обтянута белой технической тканью, которая зафиксирована светоотражающими креплениями. В полумраке палатки мерцают как звезды. Внутри стоит колонна, обтянутая золотой космической тканью с движущимся голографическим изображением марсианского шторма. На стенах прикреплены черно-белые репродукции моих работ, на которых нарисованы панели управления станцией «Мир» из музея космонавтики в Калуге. В космическом производстве присутствуют материалы, которые создают особый узнаваемый колорит – это сочетания белой технической ткани, зеленых и синих защитных костюмов, золотая теплоизоляционная ткань и разноцветный скотч, чаще всего красный. В этой работе для меня самым важным было показать незавершенность, «эскизность» космического проекта в целом и вместе с тем красоту материалов и текстур, связанных с его производством.
Данини, художница:
— Пандемия стала для меня поводом для того, чтобы пересмотреть отношения с самой собой. В таких исключительных условиях, как жесткая изоляция, мы не только испытываем границы с теми, кто находится рядом, но и обращаемся внутрь себя. Как мы можем пройти это время, насколько нам комфортно с самим собой, что мы можем сделать, чтобы чувствовать себя лучше, какие формы внутреннего эскапизма нам становятся доступны. Моя инсталляция на «Архстоянии» — это такое отражение, растворение и микромир множества сущностей, которые можно увидеть, только приглядываясь к ним, потому что они становятся флорой и фауной в этом небольшом пространстве личного.
Петр Советников, сооснователь Katarsis Architects:
— Пандемия позволила снизить общий темп жизни, правда только на время. Ещё мы явственно ощутили то, о чём всегда догадывались — время идёт, человеческая история не стоит на месте, и мы — участники этого грандиозного течения. В жизни нет ничего постоянного. Об окружающем мире мы действительно узнали много нового. Можно сказать, что глобальные проблемы устройства человеческого общества, связанные со взаимным доверием, правдивостью информации, популизмом и прочим, проявились удивительно драматично. Это заставляет вспомнить притчу про мальчика и волков. Мы сделали в очередной раз вывод о том, насколько ценна в нашем мире искренность и честность. В искусстве уж точно. Мы давно перестали отделять личное от своего творчества. Для работы на «Архстоянии» нам пришлось обратиться к своим воспоминаниям, постараться найти в них что-то главное и общее. Получился такой поэтический образ — портал между двумя разными жизнями, судьбами. Это работа про время.
Впервые на фестивале планируется масштабная музыкальная программа: на четырех сценах выступят Mujuice, Синекдоха Монток, Kymatic, Миша Мищенко и другие артисты. Кроме того для всех посетителей пройдет аудио-променад по арт-парку, а также будет работать лекторий.