YouTube, Instagram, TikTok и другие зарубежные интернет-площадки могут обязать российских блогеров платить налог с доходов от рекламы. Такое предложение Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций изложило в плане развития отрасли в России.
Законопроект планируется подготовить к середине 2021 года.
В плане сказано, что налоги с рекламных доходов российских блогеров могут принести бюджету миллиарды рублей. Так, в 2020 году, согласно подсчетам исследовательской компании BloggerBase, видеоблогеры в России заработали около 18 млрд рублей. Одной из причин роста спроса на контент и рекламу в интернете и соцсетях компания назвала пандемию коронавируса.В основном блогеры получают рекламные доходы на личные счета — если сумма меньше 500 тысяч рублей, то платеж не квалифицируется как коммерческий, поэтому никто его не отслеживает, объяснил директор юридической компании «Юрвиста» Андрей Петропольский. По его словам, из-за этого государство ежегодно теряет миллиарды рублей.
Техническое исполнение инициативы пока вызывает вопросы, считает Владимир Зыков, глава Ассоциации профессиональных пользователей соцсетей и мессенджеров. «Как будут находить владельцев аккаунта, в котором прошла реклама? Например, не все владельцы аккаунтов в YouTube, Twitter, Instagram, TikTok известны. Сначала нужно сделать так, чтобы иностранные компании открыли в России свои полноценные представительства, выполнили ранее принятые законы, и только потом есть смысл выдвигать к ним новые требования», — пояснил он.
В прошлом году рейтинг российских YouTube-блогеров с самой дорогой рекламой возглавили стендапер с ТНТ Нурлан Сабуров и его партнеры по каналу Labelcom: они заработали за год более $3,5 млн. Самым высокооплачиваемым Instagram-блогер стала Ксения Собчак. Реклама в блоге принесла ей за прошлый год около $1,5 млн.