Мари Алексеева. Фото: Мария Радаева
Кого бы вы могли назвать своими ролевыми моделями?
У меня нет ролевых моделей, но мне очень нравилась главная героиня фильма «Солдат Джейн». Я восхищалась тем, как она держалась на одном уровне с мужчинами и проходила подготовку вместе с ними. Но я никогда ни на кого не хотела быть похожей — ни в детстве, ни сейчас.
Испытывали ли вы на себе давление общества, особенно в юные годы? Что вам обычно говорили про то, какой должна быть девочка?
Мне повезло, в моей семье не было понятия, что ты должна быть «как девочка». Я носила то, в чем мне было удобно и комфортно. Я занималась танцами и одновременно играла с ребятами в «казаки разбойники», поэтому вечно приходила домой в ссадинах. Конечно, мне говорили, что было бы здорово, если бы я чаще носила платья. В детском саду я, конечно же, их носила, в школе — форму с юбкой. А вот после младшей школы платья были в основном только для выступлений. Еще у меня была короткая стрижка в школе, поэтому в очереди в булочной мне иногда говорили: «Мальчик, подвинься». Но я не считаю это давлением общества.
А в какой момент вы поняли, что девочка никому ничего не должна?
Никто никому ничего не должен. Это касается в равной степени как мужчин, так и женщин. Мы все просто должны жить в гармонии с собой и не мешать другим людям. Правда, эту мысль мы принимаем не сразу, и только во взрослом возрасте — например, работая с психологом, — ты разбираешь свое поведение и по-настоящему осознаешь, что никому не должен. И тебе никто не должен.
Как вы считаете, предъявляет ли общество больше требований к женщинам, чем к мужчинам? Или, на ваш взгляд, и тем, и другим достается?
Достается всем: и мужчинам, и женщинам. Наше общество в целом очень требовательно, особенно к детям. Как они должны себя вести, как выглядеть, кем должны вырасти. Мне кажется, нам не хватает свободы. И про женщин есть стереотип, что женщина обязательно должна родить и воспитать детей. Но мир меняется, и требований никаких нет. Мы идем к тому, чтобы человеку было комфортно самому с собой.
Я никогда ни на кого не хотела быть похожей.
Мари Алексеева. Фото: Марго Ермолаева
Если бы вы могли поговорить с собой 18–20-летней, что бы вы себе посоветовали?
Во-первых, не бояться. Чего-то я боялась и не делала. Во-вторых, наслаждаться этим возрастом и не спешить. В-третьих, уже тогда следить за здоровьем. Каждый возраст хорош, но 18–20 лет — сложный и одновременно прекрасный период жизни.
Сейчас очень много говорят про сестринство. А как вы считаете, согласно вашему опыту, женщины склонны поддерживать друг друга?
Я никогда не чувствовала какую-то конкуренцию среди моих близких подруг и друзей, мы всегда поддерживали друг друга. Я благодарна девочкам, которые помогали мне даже в самой сложной жизненной ситуации. Они в прямом смысле помогали мне ходить и давали импульс к жизни.
Какой вы представляете себе современную женщину? Кто она? Какими качествами обладает?
Современный человек свободен, ему комфортно с собой, он изучает себя. Поэтому современная женщина занимается любимым делом, и у нее нет потребности лепить из себя кого-то другого, «с картинки».
Читайте также:
— Марина Федункив — о ролевых моделях, стереотипах и главной миссии в жизни
— Натали Ящук — о гендерных стереотипах и уверенности в себе
— Режиссер Екатерина Телегина — о гендерных предрассудках и образе современной женщины