Совет по правам человека (СПЧ) при президенте России не поддержал поправки в Семейный кодекс, которые в июле внесла на рассмотрение в Госдуму группа сенаторов во главе с Еленой Мизулиной.
По словам сенаторов, предложенный ими законопроект направлен на укрепление института семье: в частности, он запрещает заключать браки и усыновлять детей не только однополым парам, но и тем, кто ранее сменил пол, а также предусматривает изъятие детей из семьи только на основании вступившего в силу решения суда о лишении или ограничении родительских прав.
«Мы подготовили заключение по законопроекту Мизулиной: оно отрицательное. Основная мысль заключается в том, что столь значительные изменения законодательства нельзя проводить впопыхах, без широкого экспертного и общественного обсуждения. Тема отобрания детей очень тонкая. И как здесь не сделать хуже? Тут тоже возникает вопрос: а как глубоко общественные институты могут влезать в семью? Все это надо сбалансировать. А в центре, конечно, должны быть права ребенка», — рассказал глава СПЧ Валерий Фадеев.
Специалисты с опасением отнеслись к новым полномочиям органов опеки, поскольку в случае принятия поправок ребенка нельзя будет своевременно изъять из семьи, где ему угрожает опасность, — так как судебные разбирательства таких вопросов зачастую занимает несколько месяцев. Депутат Госдумы Оксана Пушкина назвала предложение усложнить процедуру изъятия детей из семьи «примитивным запретом».
«Я согласна с тем, что процедуру изъятия детей из семьи нужно совершенствовать. Органы опеки нередко совершают ошибки, но усложнение процедуры само по себе не даст нам желаемого результата. Бездумный запрет может просто парализовать профилактику насилия в отношении детей», — пояснила Пушкина.
Поправки о статусе трансгендерных людей, по ее словам, противоречат Конституции и открывают дорогу дискриминации. Ранее Пушкина обратилась к генпрокурору с просьбой пересмотреть «дело против геев и суррогатных матерей». Письмо Пушкиной написано на волне слухов о планах Следственного комитета арестовать одиноких отцов, которые прибегли к процедуре экстракорпорального оплодотворения при помощи суррогатных матерей.