В октябре-ноябре в аптеках наблюдается дефицит противовирусных лекарств и антибиотиков. Издание Meduza отметило, что из продажи исчезли в том числе препараты, которыми лечат пациентов с COVID-19. Но дело не только в возросшем спросе на лекарства из-за пандемии коронавирусной инфекции. Отсутствие средств в аптеках и медучреждениях объясняются проблемами с маркировкой, а также техническими сбоями в системе мониторинга движения лекарственных препаратов.
Из-за чего возникли проблемы с лекарствами и как теперь с этим справляется государство, отвечают специалисты из Hogan Lovells CIS – юристы практики интеллектуальной собственности и здравоохранения Юлия Гуриева и Наталия Спицына.
## Что такое маркировка лекарств и зачем она нужна?
Введение обязательной маркировки лекарственных препаратов – в целом положительная инициатива. Она была введена для того, чтобы облегчить выявление фальсифицированных продуктов и упростить процедуры отзыва недоброкачественных и контрафактных лекарственных препаратов. На каждой упаковке лекарственного средства размещается специальный код, который позволяет отследить его движение от производителей или импортеров через аптечные сети к потребителям.
## Почему появился дефицит лекарственных средств?
Нововведение, которое вступило в силу в июле этого года, повлекло задержки в поставках лекарственных препаратов – некоторые производители не успели внедрить маркировку вовремя. Очевидно, что в период пандемии, а следовательно, и повышенного спроса на лекарственные препараты, такие задержки могли стать очень чувствительными для рынка. Но важно понимать, что текущая ситуация намного сложнее – ее причины не сводятся исключительно к COVID-19 и введению маркировки.
Введение обязательной маркировки повлекло задержки в поставках лекарственных препаратов – некоторые производители не успели внедрить маркировку вовремя
Насколько нам известно, сейчас присутствует острый дефицит препаратов, используемых не только для лечения вирусов, но и онкологических заболеваний. Их исчезновение с российского рынка началось еще задолго до начала пандемии, в 2010 году, когда в рамках политики импортозамещения были введены ограничения на поставки зарубежных лекарств в рамках государственных закупок.
Для некоторых международных фармацевтических компаний с введением указанных ограничений поставки в Россию стали менее выгодными, и они стали отзывать регистрационные удостоверения на свои препараты. Поскольку в России свободно обращаться на рынке могут только лекарственные препараты зарегистрированные в Минздраве РФ, соответствующие лекарственные препараты в принципе исчезли из российских аптек.
## Что теперь будет?
Очевидно, что текущая ситуация требует срочных шагов со стороны государства на встречу фармапроизводителям. Насколько мы видим, данные шаги уже начинают предприниматься: в конце октября этого года Федеральная антимонопольная служба России предложила отменить правило «третий лишний», которое предполагает отказ рассматривать иностранный препарат, если среди заявок уже есть два отечественных. Данное исключение сейчас работает в рамках госзакупок дефицитных жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов. Это правило.
Одновременно предпринимаются и меры по упрощению процесса работы с системой маркировки. Так, 2 ноября председатель правительства подписал постановление, которое ускоряет процессы работы с препаратами для всех участников оборота лекарственных средств.
Тем временем на портале госуслуг запустили сервис, через который медики могут сообщать о дефиците или отсутствии лекарств, средств индивидуальной защиты, свободных коек для больных и других проблемах.
Как пояснили в Министерстве здравоохранения, собранная информация будет сразу направляться руководителю органа управления здравоохранением региона для оперативного решения проблемных вопросов.
Напомним, что из-за ухудшения эпидемиологической обстановки и роста числа заболевших COVID-19 в Москве и Санкт-Петербурге вводятся новые ограничения, которые коснутся режима работы мест общепита, а также некоторых культурных заведений.