На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Женский мир

37 подписчиков

Как русский граф-эмигрант Олег Кассини стал личным...

Жаклин Кеннеди — одна из главных икон стиля XX века, а в начале 1960-х ее стиль произвел настоящую революцию в моде, женщины во всем мире хотели одеваться как она. Когда пишут о стиле Жаклин, часто упоминают именитых дизайнеров того времени, которых она и правда любила: Валентино, Баленсиагу, Живанши. Однако большую часть ее нарядов за годы в Белом доме создал дизайнер Олег Кассини — модельер, граф русского происхождения, светский персонаж и плейбой. Кассини создал ее «архитектурный» стиль и стал первым американским дизайнером, о котором заговорили в мире. Впрочем, несмотря на талант и предыдущие заслуги (Кассини делал костюмы для кино и одевал звезд Голливуда, а к концу 1950-х был коммерчески успешным дизайнером), ему бы вряд ли удалось это, если бы не благородное происхождение, умение играть в теннис и большая политика.

Жаклин Кеннеди на ужине в честь вручения Нобелевской премии в апреле 1962 года в платье работы Олега Кассини.

Жаклин Кеннеди на ужине в честь вручения Нобелевской премии в апреле 1962 года в платье работы Олега Кассини.

«Помни, ты граф Лоевский-Кассини!»

Олег Кассини происходил из благородного рода, его отец — граф Лоевский, был сыном известного адвоката, дед, Артур Кассини — потомок итальянцев, несколько веков живших в России. Артур Кассини был послом Российской империи в Вашингтоне, где мать Олега вращалась с одном кругу с Элис Рузвельт (дочерью будущего президента Рузвельта) и другими привилегированными американцами. Эти знакомства потом сыграют роль, когда Олег решит иммигрировать в Америку — но не совсем ту, на которую он рассчитывал.

Олегу было четыре года, когда в России произошла революция. Его кузена убили у него на глазах во время Кронштадского восстания, семья уехала из России в Европу. Поскитавшись по разным странам, они осели во Флоренции, где мать Олега открыла собственный бутик по пошиву платьев. Там же семья стала использовать итальянскую фамилию Кассини. Графиня Кассини копировала парижские модели, как и делали тогда большинство итальянских портных, и ориентировалась на богатых американских туристок. Бизнес пошел успешно, и со временем Кассини стали достаточно богатыми людьми. Но даже в годы безденежья мать старалась дать сыновьям (у Олега был младший брат Игорь) хорошее образование джентльменов: они отлично сидели в седле, танцевали, играли в теннис, Олег учился живописи, а потом поступил в университет на юриста — впрочем, эта профессия ему не понравилась, гораздо охотнее помогал матери в ателье. В 1929 году случился разразился мировой экономический кризис, американские клиентки бутика Кассини потеряли свои доходы и матери Олега пришлось закрыть бизнес. Олег уехал в Париж и поступил на работу к именитому кутюрье Жану Пату, где рисовал у него эскизы, а в 1933 году вернулся в Италию и открыл собственное ателье. Молодой Олег оказался прирожденным маркетологом и решил, что лучшей рекламой его работы будут богатые и очень красивые девушки в его нарядах. Учитывая, что он общался в светском обществе, найти подходящих «инфлюенсеров» и бесплатно сшить для них платья оказалось несложно. Вскоре у него в клиентках оказалась даже дочка Муссолини — потом, в Америке, это выйдет ему боком. А с итальянской элитой Олег поссорился, когда стало известно, что, имея невесту, он проводит ночи с другой, молодой и очень богатой девушкой: изменил одной, соблазнил и опорочил другую. Его перестали приглашать на светские мероприятия и вечеринки, но, как написал Кассини в своих мемуарах, он не подозревал глубины своего проступка, пока один из приятелей-аристократов не посоветовал ему уехать из города. И Олег отправился покорять Америку, которая нравился ему еще со времен общения с американскими туристами во Флоренции. Провожавшая его мать напутствовала его на причале: «Помни, ты граф Лоевский-Кассини!».

Ракетка и смокинг — набор джентльмена

Олег Кассини с актрисой Натали Вуд в клубе «Эль Марокко», 1956 год.

Олег Кассини с актрисой Натали Вуд в клубе «Эль Марокко», 1956 год.

В Америке все еще бушевала Великая Депрессия, выпускники колледжей работали курьерами, но Олег прибыл в Штаты в декабре 1936 года самом благодушном расположении духа. Он ехал с рекомендательными письмами к друзьям матери, номерами телефонов богатых американцев и американок, с которым познакомился еще во Флоренции, большой уверенностью в своем успехе и 25 долларами в кармане, которые остались от той сотни, что была у него с собой. «Я тратил деньги на корабле так, как будто в Нью-Йорке ими были устланы улицы, платил за всех в баре», — позже напишет он. К тому же, Олег был не в курсе американских цен: когда он зашел подстричься и парикмахер взял с него 2,5 доллара, он решил, что его хотят обмануть как иностранца — в Италии это стоило в 10 раз дешевле. Дальше оказалось, что рекомендательные письма не имеют особого успеха, а его собственные знакомые не готовы оплачивать его проживание в роскошном отеле. Олег съехал в дешевое общежитие и целыми днями проводил в поисках работы. Потом к нему присоединился брат и родители, все вместе они сняли крохотную тесную квартиру в бедном квартале. Вернуться в круги элиты, к которой, к Олег считал, он принадлежит по праву, помогли смокинг и теннис. Одетым в смокинг Олег ходил с самые популярные ночные клубы Нью-Йорка со своими приятелями по Италии, которые не знали, в каком бедственном положении теперь находится граф, и даже умудрился скоропалительно жениться (и также быстро развестись) с богатой американской наследницей Мэри Ферни. А теннис помог Олегу еще больше: они с братом пришли в теннисный клуб Вест-Сайда, представились итальянскими теннисистами с высоким рейтингом, легко обыграли противников на корте и получили приглашение стать членами клуба. Впоследствии благодаря умению играть в теннис Олег получит работу художника по костюмам в Голливуде. Его партнер по корту окажется директором-распорядителем студии Paramount, где как раз требовался художник по костюмам. И Олег начнет работать на одной студии с великой Эдит Хед, делать костюмы для звезд Голливуда Вероники Лейк, Авы Гарднер и Джин Тирни, которая вскоре станет его женой.

Олег Кассини с Джин Тирни

Олег Кассини с Джин Тирни

Любопытно, что позже, на излете этого брака у Джин Тирни будет головокружительный роман с Джоном Кеннеди. Однако для католика Кеннеди с большими политическими амбициями жениться на женщине, которая уже была замужем, будет недопустимо. В конце концов Джин и Джон расстанутся, Джон женится на Жаклин, а вот с Олегом будущий президент США подружится.

Джон Кеннеди, Шарль де Голль и Жаклин Кеннеди в костюме работы Олега Кассини в время визита в Париж

Джон Кеннеди, Шарль де Голль и Жаклин Кеннеди в костюме работы Олега Кассини в время визита в Париж

Друг семьи президента

«Если бы я мог прожить жизнь заново, я бы выбрал другую веру, отца и жену» — эту фразу как-то сказал Джон Кеннеди, описывая причины, по которым его больше всего критиковали. Америка 1950-х — преимущественно протестантская страна, Кеннеди — католики. Его отец Джозеф — миллиардер, заработавший состояние на торговле спиртным во время сухого закона и биржевых спекуляциях, посол США в Великобритании, во время Второй Мировой войны выступавший за сотрудничество с Гитлером, очень амбициозный и харизматичный человек, жаждавший стать президентом. Молодого сенатора Джо Кеннеди считают несамостоятельным и транслирующим отцовскую политику. Красавица-жена Жаклин — слишком умна, эмансипирована. До свадьбы она работала корреспонденткой на телевидении, что среди обеспеченных женщин того времени было не принято. Она год училась в Сорбонне, слишком любит Францию — и парижских дизайнеров. Еще во время предвыборной кампании журналисты насчитали, что Жаклин потратила на одежду французских дизайнеров огромные по тем временам 30 тысяч долларов. Жаклин оправдывалась: мол, не смогла бы потратить столько, даже если бы носила нижнее белье из соболей. Однако правда в том, что в следующем, 1961 году, когда она стала первой леди, на наряды у нее ушло 145 тысяч долларов — это было на 45 тысяч больше годового президентского жалования.

Семья Кеннеди в 1963 году. Жаклин в платье работы Олега Кассини.

Семья Кеннеди в 1963 году. Жаклин в платье работы Олега Кассини.

Во время предвыборной кампании Жаклин появляется на публике глубоко беременной и транслирует в интервью, что главная задача первой леди — заботиться о президенте и его детях. Сразу после победы Кеннеди на выборах и родов Жаклин поставлена перед сложной задачей: собрать новый гардероб у американских дизайнеров. И секретарь Жаклин звонит Олегу Кассини. К этому времени Кассини уже – друг семьи Кеннеди. Сначала, еще в начале 1950-х, он подружил с Джозефом Кеннеди, и тот порекомендовал сыну обратить на Олега внимание. С Жаклин Кассини познакомился за несколько месяцев до их свадьбы, а после даже сопровождал ее на некоторых мероприятиях, когда Джон не мог ее сопровождать. А во время выборов Олег даже внес пожертвование на кампанию Кеннеди на праймериз 1960 года.

Из всей предыдущей истории может показаться, что Олег Кассини вел жизнь талантливого мистера Рипли, такой имидж стремился создать он и сам в своих мемуарах, но это не совсем так. С момента приезда в США Олег не оставлял желания стать успешным дизайнером, запустил не одно предприятие с партнерами и в начале 1950-х он наконец основал собственную марку, которая стала коммерчески успешной. Получив звонок из Белого дома, он справедливо рассудил, что у Жаклин уже лежат образцы весенних коллекций других дизайнеров и приехал на переговоры со стопкой эскизов, нарисованных специально для нее. И услышал: «Олег, это то, что мне нужно».

«У вас есть шанс создать американский Версаль»

Жаклин Кеннеди в платье Олега Кассини во время визита в Индию в марте 1962 года.

Жаклин Кеннеди в платье Олега Кассини во время визита в Индию в марте 1962 года.

Приехав к Жаклин с пачкой эскизов, нарисованных лично для нее, Олег Кассини предложил первой леди полностью отвечать за ее гардероб. «У вас есть шанс создать американский Версаль», — сказал он ей, и это полностью отвечало желанием самой Жаклин, которая мечтала о стиле как у принцессы де Рети, только моложе. Джеки согласилась, хотя потом не всегда выполняла условия этого соглашения. Так, например, существует как минимум несколько платьев из ателье Chez Ninon, где ей шили лицензированные копии нарядов парижских кутюрье. Среди них — розовый костюм, точная копия костюма Chanel, который был на Джеки в день убийства президента Кеннеди в 1963 году, или бордовый костюм, в котором Жаклин проводила телеэкскурсию по Белому дому. Но все-таки большую часть — более 300 нарядов — сшил для нее Олег Кассини. Сам он пишет, что они активно обсуждали эскизы, потому что Жаклин всегда знала, что ей надо, и создали в конце концов «стиль Жаклин»: элегантный, лаконичный, очень модный. В работе с Жаклин сыграл положительную роль опыт Кассини в кино: он понимал, как сделать так, чтобы наряд Жаклин эффектно смотрелся на фото и телевизионной пленке. С самого начала он решил, что будет думать о ней, как о кинозвезде, и создавать платья, которые будут украшать лично ее.

Первый же образ, который сделал Кассини для церемонии инаугурации — светлое пальто с маленьким меховым воротником, муфтой и шляпой-таблеткой, произвел фурор. В следующий месяц магазины были заполнены копиями этого пальто, а шляпы-таблетки стали самым модным головным убором даже по другую сторону океана.

Пальто Жаклин Кеннеди для инаугурации работы Олега Кассини. Шляпку-таблетку часто приписывают дизайнеру Рою Холстону, однако Олег Кассини в своих мемуарах «От Голливуда до Белого дома» отмечает, что придумал он ее вместе с главным редактором американского Vogue той поры Дианой Вриланд, а изготовили в мастерской Bergdorf Goodman.

Пальто Жаклин Кеннеди для инаугурации работы Олега Кассини. Шляпку-таблетку часто приписывают дизайнеру Рою Холстону, однако Олег Кассини в своих мемуарах «От Голливуда до Белого дома» отмечает, что придумал он ее вместе с главным редактором американского Vogue той поры Дианой Вриланд, а изготовили в мастерской Bergdorf Goodman.

Платье, которое Олег Кассини сшил Жаклин для концерта накануне инаугурации, нравилось ей гораздо больше, чем наряд для инаугурационного бала, изготовленный в мастерской универмага Bergdorf Goodman.

Платье, которое Олег Кассини сшил Жаклин для концерта накануне инаугурации, нравилось ей гораздо больше, чем наряд для инаугурационного бала, изготовленный в мастерской универмага Bergdorf Goodman.

Жаклин Кеннеди в платье Олега Кассини на официальном приеме в Мехико в 1962 году.

Жаклин Кеннеди в платье Олега Кассини на официальном приеме в Мехико в 1962 году.

Многие, наверное, помнят фотографию Жаклин Кеннеди с Ниной Хрущевой, на которой контраст стиля американской и советской «первых леди» бросается в глаза, но вообще стиль Жаклин был передовым и для Америки. Например, она никогда не носила шубы, в отличие от богатых американок тех времен, хотя бы ее предшественницы в Белом доме Мейми Эйзенхауэр.

Жаклин Кеннеди и Нина Хрущева на саммите в Вене в июне 1961 года.

Жаклин Кеннеди и Нина Хрущева на саммите в Вене в июне 1961 года.

Жаклин Кеннеди и предыдущая первая леди — Мейми Эйзенхауэр.

Жаклин Кеннеди и предыдущая первая леди — Мейми Эйзенхауэр.

Жаклин ввела моду на крупные, обтянутые тканью пуговицы, прямой и А-силуэт, которые в то же время в Париже появятся в коллекциях Марка Боана в Dior, Chanel и станут символом моды 1960-х. Джеки ежегодно возглавляла рейтинг самых стильно одетых женщин, картинки, иллюстрирующие ее стиль, появились даже в ленинградском журнале «Моды», а престиж профессии дизайнера в США возрос до небывалых высот.

Однако любовь Жаклин к парижским дизайнерам было не победить. После гибели Джона Кеннеди сотрудничество Жаклин с Олегом Кассини прекратилось. Уже не будучи связанной требованиями большой политики, она заказала весь траурный гардероб у Валентино, а через год, окончательно освободившись от роли первой леди, перешла на лаконичные джинсы и тельняшки — оставшись в них не менее стильной.

Олег Кассини с Жаклин оставались в хороших отношениях и периодически обедали вместе. Олег Кассини успешно развивал свой бизнес, одним из первых начал выпускать по франчайзингу под своим именем всевозможные товары, опередив в этом Пьера Кардена, в конце 1960-х выпустил хит мужской моды — рубашки ярких цветов, написал мемуары и даже вел свое шоу на телевидении. Он намного пережил Жаклин умер в 2006 году, в возрасте 92 лет, за два года до своей смерти получив премию Совета Американских модельеров. До глубокой старости он играл в теннис.

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх