На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Женский мир

37 подписчиков

Женские клубы, образовательные академии и брак по л...

Мы до сих пор хотим отправиться в Венецию, для того чтобы посмотреть своими глазами на столицу карнавала и примерить роскошную маску. Однако знали ли вы, что Венецию называют «городом женщин»: в XVIII веке именно венецианки были четвертой властью в городе. Чем занимались образованные женщины в Венеции, как выглядел их быт и какими были будуары светских дам, можно узнать из статьи кандидата искусствоведения и доцента Школы исторических наук НИУ ВШЭ Надежды Чаминой в книге «Под маской Венеции», выпущенной музеем-заповедником «Царицыно» к одноименной выставке.

Одну из глав вы можете прочитать уже сейчас.

Ридотто. Мастерская Пьетро Лонги (настоящее имя Пьетро Фалька, 1702–1785). Италия, Венеция. 1740–1760-е. Фонд городских музеев Венеции, Музей палаццо Мочениго.

Ридотто. Мастерская Пьетро Лонги (настоящее имя Пьетро Фалька, 1702–1785). Италия, Венеция. 1740–1760-е. Фонд городских музеев Венеции, Музей палаццо Мочениго.

Венецианская республика, сколь бы мужественно она ни держала себя на политической арене прошлого, безусловно, женщина. Первые городские летописцы воспевают её царственную стать. Венеция XVIII века — предприимчивая горожанка, кокетливая модница, актриса и поэтесса, хозяйка кафе или казино, соблазнительная интеллектуалка, готовая поддержать беседу на всевозможные темы. О жизни морской красавицы нам охотно расскажут её кавалеры и бытописцы: художники Пьетро Лонги, Франческо Гварди и Каналетто, литераторы Карло и Гаспаро Гоцци, Карло Гольдони и, конечно, Джакомо Казанова. Их поддержит хор путешественников из разных стран.

Ранним утром после бала на Мурано венецианка спешит в каюте гондолы к зеленному рынку Эрберия у Риальто — освежиться фруктами и лимонадом. Покупка происходит прямо на воде. Здесь «к рынку плывут две или три сотни лодок, полных зелени, и фруктов, и цветов; всё это везут в столицу жители окрестных островков и продают задешево местным торговцам». Лодки чаще обычного можно встретить на канале между дворцом Ка-Реццонико и церковью Сан-Барнаба, где в XVIII веке селились обедневшие аристократы — барнаботы. Не исключено, что наша дама именно из этих мест. Скорее всего, она горожанка, читтадина.

Мост Риальто. Джузеппе Борсато (1770–1849). Италия, Венеция. 1819. Фонд городских музеев Венеции, Музей Коррера.

Мост Риальто. Джузеппе Борсато (1770–1849). Италия, Венеция. 1819. Фонд городских музеев Венеции, Музей Коррера.

Каков её облик? Нам удалось мельком рассмотреть ножку в изящной туфельке, обтянутой шёлком, с позолоченной пряжкой. Обувь всегда в центре внимания венецианок. В своё время башмачники сделали состояние на ботинках на сплошной толстой подошве — их носили все без исключения женщины. Пока к концу XVI века улицы не были вымощены, венецианки, чтобы не мести подолом уличную грязь, использовали деревянные сабо — дзoкколи (буквально — «копыта») и подставки под пятки — кальканьeтти. Постепенно дзокколи превратились в предмет роскоши (их обшивали парчой, усыпанной золотом и драгоценностями), а высоченная подошва к XVII веку стала напоминать ходули. В музее Коррера на Сан-Марко хранятся такие дзокколи и кальканьетти, их высота — 43 и 51 сантиметр. Однако уже к XVIII веку мода изменилась, и женщины облачились в изящные туфли из яловой кожи, с резными пряжками, инкрустированные по французской моде бриллиантами. Для домашних приёмов и танцев (а также для бесшумных визитов) с конца XVIII века использовали демократичные бархатные фурлaны (аналог современных слиперов) на хлопковой подкладке.

Женские туфли. Италия, Венеция. Конец XVIII века. Фонд городских музеев Венеции, Музей палаццо Мочениго, Центр истории текстиля и костюмов

Женские туфли. Италия, Венеция. Конец XVIII века. Фонд городских музеев Венеции, Музей палаццо Мочениго, Центр истории текстиля и костюмов

Тем временем наша модница уже пробирается по главной торговой улице Венеции, Мерчерии, от Риальто к площади Сан-Марко, чтобы рассмотреть «куклу» — манекен, одетый по последней французской моде. Повинуясь законам, аристократки после 25 лет облачаются в чёрное патрицианское платье. Но это вовсе не обязывает их к простоте форм: украшения и аксессуары — медальоны, кольца с секретами, булавки и серьги с россыпью бусин муранского стекла — даже на церковных службах готовы соперничать с блеском убранства храмов. С расписными веерами из слоновой кости или панциря черепахи соседствуют изящные очки и вышитые бархатные сумки-мешочки помпадур на шнурах. Путешественники того времени отмечали безудержное кокетство венецианок, предпочитавших соблазнительные вырезы корсажей и валики, которые подкладывали под юбки для восполнения несовершенств фигуры. Под напором тугих корсетов плечи красавиц уходили назад, а грудь устремлялась вперёд. Но, по свидетельствам современников, венецианки с лёгкостью пренебрегали модными тенденциями, они могли облачаться даже в мужское платье, причём не только в период карнавала.

Основные моменты частной жизни Венеции XVIII века запечатлены в незатейливых картинках Пьетро Лонги (1702–1785), главного поверенного в дамских делах своей эпохи. Пробудившись после полудня, венецианка совершает ритуал утреннего туалета. Прямо в постели пьёт шоколад, играя с комнатной собачкой и внимая сонету или сонате домашнего поэта или музыканта. Потом — урок танцев под присмотром старого учителя, позволяющего милой девушке косолапить, как больной красавице из мемуаров Казановы. Далее — визит парикмахера. Дама может выбрать причёску — парик или конструкцию из собственных волос. Сдобренный пудрой парик напоминает райский сад с изобилием цветов и плодов, бабочек и даже птиц. В ход идут накладные волосы отцов и любовников, портреты детей и домашних питомцев. Мода на мушки на щеках, подбородках и носах возбуждает желчь сатириков и фантазии воздыхателей. В уголке глаза лепят пассионату («волнующую»), на шее — галанте («любезную»), на носу сидит сфронтата («бесстыжая»), в середине лба — маестоза («величественная»), а приканчивает кавалера «убийственная» асасcина в углу рта.

Но вот ритуал облачения завершён, и дама выпархивает на прогулку. По-венециански это — «выйти на вымостку» (листoн). Единое городское пространство Венеции XVIII века смешивает иерархии и социальные различия — не случайно Наполеон называл площадь Сан-Марко «прекраснейшей гостиной в мире». По существу, вся жизнь происходит на улице, под сводами портиков или на небольших площадях (кaмпи), во дворах (кoрти) или в частных «домиках» — казини и ридoтти. Это многоголосое пространство, где все события разворачиваются на виду, обсуждаются последние новости, у лоточников можно приобрести свежие европейские издания, венецианские газеты и даже запрещённую литературу.

Дамский парикмахер. Пьетро Лонги (настоящее имя Пьетро Фалька, 1702–1785). Италия, Венеция. Вторая половина XVIII века. Фонд городских музеев Венеции, Музей палаццо Мочениго, Центр истории текстиля и костюмов

Дамский парикмахер. Пьетро Лонги (настоящее имя Пьетро Фалька, 1702–1785). Италия, Венеция. Вторая половина XVIII века. Фонд городских музеев Венеции, Музей палаццо Мочениго, Центр истории текстиля и костюмов

Наша дама направляется в монастырь Сан-Лоренцо, чтобы навестить молодую родственницу, которая содержится там для получения образования (ныне, по иронии судьбы, там дом престарелых). В XVIII веке не все отпрыски аристократических семейств имеют возможность войти в высшее общество. У разных представителей патрициата разные доходы. Кроме того, большую роль играет широта взглядов в семье и поддержка родителей. Во многих домах собраны обширные библиотеки, и дочери имеют доступ к учёным книгам. Однако чаще всего патрицианок с пяти лет отправляют в монастыри.

Чему же там учат? Рукоделию, основам эпистолярного жанра, музыке, пению и танцам, живописи, немного французскому и основам домашнего хозяйства. Список умений не так обширен. Но не стоит забывать, что монастыри, как показывает художник Франческо Гварди (1712–1793), активно включены в жизнь города. Некоторые обители могут даже соперничать с фешенебельными гостиными: в специальных залах для встреч (парлаторио) там устраивали развесёлые танцы и театральные представления, из воспоминаний Казановы мы знаем и о тайных вольностях, которые позволяли себе молодые воспитанницы в дни карнавала. Посему, возвращаясь в домашние декорации (если раньше не выскакивали замуж), дочери не ощущали ущерба от этой «изоляции». В приёмной монастыря Санта-Клара, куда журналист и литератор Гаспаро Гоцци (1713–1786) однажды прибыл в обществе послушницы Анджелы Рафаэллы Марии, подавали шоколад и оладьи, слышались смех и песни, царило приятное возбуждение. Иногда свидания в монастырских приёмных использовали в политических целях. Так, старинная подруга Казановы, графиня Коронини, живя в монастыре Санта-Джустина, продолжала плести политические интриги. Венецианские инквизиторы всячески клеймили грехи, процветавшие в обителях, превращённых в места отдыха, которые посещают «маски», иностранцы и люди с нечистыми намерениями. Из года в год вводились новые санкции, однако всё безрезультатно, и в конце XVIII века туристы продолжали писать о «любезных либертенках» в монастырях Венеции.

Маска в кафе. Джованни Давид (1743–1790). Италия, Венеция. 1775. Фонд городских музеев Венеции, Музей Коррера

Маска в кафе. Джованни Давид (1743–1790). Италия, Венеция. 1775. Фонд городских музеев Венеции, Музей Коррера

Многие венецианки стремятся получить достойное образование наравне с мужчинами. Сама среда Венеции XVIII века открывает женщинам доступ к сокровищам культуры и к наукам. Словно в пику «гендерному разделению» областей знания и закрытым «патрицианским» университетам процветают многочисленные женские клубы и академии — научные и литературные. Особенно показателен случай художницы Розальбы Каррьеры (1675–1757), горожанки незнатного рода, знаменитой художницы и миниатюристки, основательницы одного из важнейших интеллектуальных кружков города. Путь Розальбы в искусство начинался с вышивки и росписи табакерок, а завершился членством в академиях художеств в Риме и Париже. В Венеции она открыла салон, который стал форумом знатоков искусства, меценатов, заказчиков и знаменитостей со всего мира. В этой «женской академии» Розальбы произошло становление ещё одной важной для творческой среды Венеции фигуры — Луизы Бергалли (1703–1779), будущей журналистки, драматурга и супруги Гаспаро Гоцци (1713–1786), литератора и общественного деятеля.

Салоны искусств — дело серьезное. Но чаще дамы (в одиночку или компанией) держат «домики», или «казини». О чём идёт речь? В многоэтажных домах-палаццо, принадлежавших богатым аристократам, были гостиные, кухни, несколько спален, залы для игр и музыкальных занятий. Это пространство демонстрировало парадный портрет примерной патрицианской семьи XVIII столетия. А казини, в отличие от палаццо, позволял вести другую жизнь: играть в карты или рулетку, принимать возлюбленных, устраивать концерты и учёные дискуссии. Казини мог занимать мезонин старого палаццо, где ранее размещалась прислуга, это мог быть павильон с доступом к каналу, расположенный в дальнем конце сада. Фасады их часто делали неприметными, но внутренний декор, как правило, заказывали известным художникам. В казини нет места рабочим кабинетам. Разумеется, казини становились и местом чувственного общения. В казини часто была потайная дверь, позволявшая уходить из покоев, минуя главную лестницу. Так, приятель Джакомо Казановы, энциклопедист и авантюрист Анж Гудар (1708–1791) иронически подмечал, что с распространением казини население Венеции не только стало активнее играть в карты, но и увеличилось на одну пятую.

В 1744 году в Венеции насчитывалось 118 казини, и все они были разные: исключительно дамские, смешанные, литературные, для бесед и для обучения, для азартных игр, а также обедов и ужинов. При этом учёных дам, как патрицианок, так и читтадинок, можно было встретить в самых популярных местах Венеции. В районе Гетто уже с XVII века бурлила жизнь в литературном салоне поэтессы Сары Копио Зулам (1592–1641). Газеты XVIII века любовно называли таких просвещённых хозяек кази́ни «Макиавелли в юбке». И они были достойны этого звания. Неудивительно, что наша венецианка завершает день чтением богато иллюстрированного женского издания «Дама воспитанная и образованная». Её гуру — Джозефа Корнольди Каминер, редактор журнала, — описания женских и мужских туалетов чередует с общими рассуждениями об обществе. Отчего женщины бывают толстыми? Всему виной — обездвиженность, сырой воздух, избыток пищи и отсутствие сильной страсти! Где вы видели влюблённых толстух? Хочешь иметь осиную талию? — влюбляйся, двигайся, не ешь лишнего, старайся «пить чай, лимонный сок или раствор уксуса, отвары сухих трав: можжевельника, розмарина и вероники, растолчённых и заваренных в пинте белого вина, или же… носить соляной пояс».

Женское чтение — лучший двигатель культуры. «Дама воспитанная…» утверждает простые истины, действующие в Венеции XVIII века, например: удачный брак может быть заключён только по любви; важно уделять внимание воспитанию детей и быть в курсе событий, читая журналы и газеты. Это залог свободы. Но самое главное для женщины — осанка (портаменто). При ходьбе надо высоко нести голову, держаться прямо, быть уверенной в том, что делаешь, а прежде, чем что-то сделать, необходимо хорошенько подумать. Венеция XVIII века — это пространство постоянного общения, свободный космополитический мир. И управляют им, как видим, вовсе не дожи, а женщины — настоящее четвёртое сословие города.

Вопреки контролю инквизиции, мужчины, особенно иностранцы, охотно потакают предприимчивости, лёгкости и образованности венецианок, до последних дней Светлейшей сохранивших осанку эпохи Просвещения.

В Москве в музее-заповеднике «Царицыно» до 29 августа работает выставка «Под маской Венеции», рассказывающая о быте и нравах Венеции XVIII века.

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх