Экспозиция станет глотком свежего воздуха и прекрасной возможностью отвлечься от суеты: легкие и радостные сюжеты картин мастера идут вразрез не только с драматическими событиями XX века, но и с тем, что беспокоит весь мир сейчас. Чтобы перенестись в мир гармонии и спокойствия, приходите на выставку «Сергей Виноградов.
Нарисованная жизнь» в Музей русского импрессионизма, а пока Glamour составил краткий гид по работам из экспозиции.«Кафе ночью», 1901. Историко-краеведческий и художественный музей, Тула
«Кафе ночью»
Сергей Виноградов впервые посетил Париж в 1901 году. Город его очаровал: особенно Виноградова впечатлили художественные сокровища французской столицы. Одним из его любимых мест стала известная галерея Duran Ruelle, где собрана потрясающая коллекция импрессионистов. Художник лично наблюдал за тем, как работают некоторые из них, например, Эдгар Дега и Огюст Ренуар: «Имел счастье лично видеть, как пишет Ренуар, уже тогда старик 70 лет. Он работал по целым дням, сменяя одну модель другой, когда первая уставала, — писал, переходя от одного мольберта к другому… Из него “лилась живопись рекой”».
Свежие французские впечатления стали источником вдохновения для создания серии картин, в том числе и полотна «Кафе ночью». В ней особенно четко видно, как художник восхищен новыми сюжетами и возможностями цветовой палитры.
«Вид на Кремль из Замоскворечья», 1918. Художественный музей Эстонии, Таллин
«Вид на Кремль из Замоскворечья»
Вдохновение французскими импрессионистами отчетливо прослеживается в работах Виноградова.
Любопытно, что город — важную тему для французских художников — мастер чаще всего воспринимает через призму импрессионизма, при этом растворяя ее в природных мотивах и впечатлениях.Полотно «Вид на на Кремль из Замоскворечья» — почти зеркальная версия культовой картины Моне «Бульвар Капуцинок». Здесь художник переводит внимание зрителя с урбанистических деталей на массив зелени и красоту природы. Если же если речь идет о городских развлечениях, таких, как театр на картине «Балет», почерк Виноградова становится созвучен работам Эдгара Дега, который воспринимается как эталон.
«Балет»
«Играет», 1914. Национальный художественный музей Республики Беларусь, Минск
«Играет»
Классические головинкинские интерьеры неоднократно появлялись на полотнах художника. Сергей Виноградов давал удивительно точные названия своим картинам: «В доме», «Лето», «Летом», «В усадьбе», «Усадьба».
На картине изображена Софья Мамонтова, младшая дочь владельцев поместья Головинка, в котором часто бывал Сергей Виноградов. Девочка с косичками была любимой моделью художника: ее он писал за фортепиано, за столом, у окна, на террасе…
Судьба Софьи оказалась непростой. Она вышла замуж за Олега Волкова, неоднократно подвергавшегося арестам и ссылкам, и сама была репрессирована.
«Портрет жены художника в интерьере». Частное собрание, Москва
Отдельное место в творчестве Виноградова занимают сюжеты с женскими фигурами в городском интерьере. Здесь художник хочет изобразить краткий миг повседневной жизни, уловить сиюминутное настроение своих героинь.
Жена художника Ирина Войцеховская запечатлена в интерьере московского особняка Павла Харитоненко, промышленника, предпринимателя и мецената. С семьей Харитоненко Виноградов дружил много лет; пару лет он даже служил хранителем уникального художественного собрания в особняке на Софийской набережной, который сейчас является резиденцией посла Великобритании.