На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Женский мир

37 подписчиков

Эмоциональный интеллект ребенка: как его развивать...

Умение ребёнка управлять своими эмоциями – важная составляющая не только положительного семейного микроклимата, но и социализации в обществе. Чтобы процесс обучения не вызывал у ребёнка отторжения, а родителям не доставлял много хлопот, в ход можно пускать развивающие мультфильмы, специально созданные для малышей.

В преддверии премьеры мультсериала «Мини-Маппеты», новые эпизоды которого начнут выходить в познавательном шоу «Доброе утро с Микки» на Канале Disney с 4 июля, мы решили поговорить с кандидатом педагогических наук, профессором Натальей Викторовной Микляевой, написавшей книгу «Развитие эмоционального и социального интеллекта у дошкольников. Методическое пособие».

Гоулман в своей книге «Эмоциональный интеллект» пишет, что массовый опрос родителей и педагогов свидетельствует о «возникшей во всем мире тенденции к усилению неблагополучия в эмоциональной сфере нынешнего поколения в сравнении с предыдущим». Согласны ли вы с этим утверждением, и если да, то чем, по вашему мнению, вызвана такая тенденция?

В условиях ускорения темпа жизни, роста индустриализации и стремления людей к комфортной жизни и общественному благосостоянию, интерес к данной проблеме усиливается. Жертвами в этом случае часто выступают как раз эмоциональные отношения: это связано с дефицитом внимания к формированию эмоциональной сферы детей со стороны вечно занятых работой родителей. Взрослые подвержены невротизации, ведь они вынуждены смешивать работу и личную жизнь, пытаясь решать массу задач в условиях дефицита времени и бюджета. Кроме того, свою роль играет широкое распространение информационных технологий и их использование как параллельного мира, в который можно убежать и взрослому, и ребенку.

Посмотреть эту публикацию в Instagram

Публикация от Emily Yates (@emelinaah) 25 Июн 2020 в 2:50 PDT

Почему проблема развития эмоционального интеллекта остро встала перед нами только недавно, а исследователи раньше не отводили много места изучению роли чувств в ментальной жизни человека?

Я бы не сказала, что данная проблема появилась недавно. Она существует с момента зарождения экзистенциализма, т.е. с начала 19 века. Это философское и психологическое направление в науке делает акцент на уникальности бытия человека, на его попытке сохранить ощущение себя «здесь и теперь» в периоды смены общественных и политических режимов, войн и катаклизмов. Поэтому параллельный интерес ученых к социальному и эмоциональному интеллекту не случаен. Сам термин социального интеллекта возник в 1920 году. Тогда нужно было выяснить, насколько человек умеет понимать эмоции и чувства других людей, может ли понять чужую точку зрения и поступать дальновидно в межличностных отношениях. Другое дело – почему исследователи не акцентировали внимания на том, как развивать эту способность. Думаю, они считали ее больше врожденной, чем приобретенной. Соотносили с уравновешенностью личности, качествами темперамента.

Сейчас ученые придерживаются мнения, что эмоциональный и социальный интеллект можно и нужно развивать. Эта та способность, над которой нужно работать и психологам, и педагогам, и родителям детей. Она чахнет, как увядающий цветок, без внимания и эмоциональной поддержки, образца действий взрослых в конкретных ситуациях общения и выстраивания межличностных отношений, которые наблюдает ребенок изо дня в день.

Почему важно развивать эмоциональный интеллект? В каком возрасте лучше всего начинать?

Важно, потому что современный человек находится на грани сумасшествия от избытка информации и впечатлений, которые окружают его в социальных сетях, льются с экранов телевизора и рекламных баннеров. Он все время подвергается какому-то воздействию или пытается воздействовать на других сам. Достаточно часто – безуспешно. Однако в этой борьбе за власть и внимание, с одной стороны, он рискует стать манипулятором чужих мнений, эмоций и действий, с другой – потерять себя и ощущение внутреннего равновесия. Маленькие дети очень чувствительны к такой «слабине» и быстро учатся манипулировать родителями. Это начинается уже с 6 месяцев, вместе с «комплексом оживления», когда ребенок начинает различать своих и чужих, заражается эмоциональным состоянием близкого человека, совершает первые «пробующие» действия по поводу установления и нарушения дистанции общения со взрослыми. В раннем возрасте дети еще думают, что то, что чувствуют они, чувствуют и другие, но при этом они осваивают то, как нужно вести себя, когда тебе что-то или кто-то нравится, или не нравится – они учатся соотносить эмоции и желания с действиями. Это огромный шаг в развитии эмоционального интеллекта. С этого и нужно начинать.

Посмотреть эту публикацию в Instagram

Публикация от Rosie HW (@rosiehw) 16 Янв 2020 в 1:33 PST

Всем ли родителям необходимо специально развивать эмоциональный интеллект своих детей, или только когда они заметили какие-то отклонения?

Незрелый эмоциональный интеллект затрудняется согласовать чувства и действия с рассуждениями, мыслями человека. Однако наблюдения показывают, что это может быть следствием временного «социального вывиха» ребенка или взрослого в ситуации взаимодействия. Если же такие «вывихи» являются постоянными и долговременными, то человек утрачивает способность ранжирования проблем и связанных с ними эмоций, не может разобраться в собственных переживаниях и чувствах других, он становится к ним равнодушным, эмоционально черствым или слишком чувствительным, мнительным. Придумывает то, чего нет.

Родителям нужно вовремя задуматься о том, насколько обстановка в семье обеспечивает такое единство эмоционального и когнитивного развития ребенка. Первый признак такого рассогласования – это эмоциональное выпадение ребенка из контакта со взрослыми и сверстниками, несовпадение с ними по интенсивности проявлений. Ведь эмоциональный интеллект – это не только умение воспринимать и интерпретировать эмоции. Это способность их ранжировать и упорядочивать, то есть управлять ими. Поэтому если расстроенный или раскапризничавшийся ребенок в ответ на ваше предложение ответить «большая эта проблема, средняя или маленькая» вдруг начнет успокаиваться, потому что соотнесет реальную ситуацию с мерой своих переживаний, то у вас все в порядке. Работа над развитием эмоционального интеллекта – пусть даже неосознанно – ведется!

Ни для кого не секрет, что дети склонны подражать в поведении и проявлении эмоций героям любимых мультфильмов. Могут ли мультфильмы помочь в развитии эмоционального интеллекта?

Да, мультфильмы всегда были одним из важных средств воспитания детей. Ребенок, сопереживая героям, примеряет на себя их роли и модели поведения, узнает, каково это – быть другим. Так формируются представления о «Я-реальном» и «Я-потенциальном».

К примеру, в мультсериале «Мини-Маппеты» часто поднимаются темы, связанные с эмоциональным интеллектом. Каждый персонаж обладает ярко выраженной индивидуальностью: Кермит – лидер и голос разума; Пигги – неутомимая искательница приключений; Фоззи – юморист с большим сердцем; Гонзо – отчаянный смельчак. Неудивительно, что в таком коллективе постоянно возникают эмоциональные всплески, которые проверяют дружбу Маппетов на прочность.

Однако, недостаточно просто посмотреть мультик с ребёнком, так как малыш, сопереживающий героям, не может выявить и проанализировать проблему самостоятельно. Поэтому маме или взрослым, которые вместе с ребенком смотрят мультфильм, нужно спросить, что чувствует герой и почему – чего он хочет. Выяснить, что он делает, и что – не делает.

«Мини-Маппеты», конечно, всегда предлагают положительную развязку. Посмотрев серию вместе с ребенком, обсудите с ним, как изменилось настроение персонажа в середине и в конце мультфильма. Каким оно было? Чего герой боялся? Спросите своего малыша, как бы он поступил на его месте, или на месте его друзей; кем бы он хотел быть в этой ситуации. Предложите ребенку, досмотрев мультфильм до конца, представить себя рядом с персонажами и порассуждать, как бы развивались события, если бы малыш находился там с самого начала.

Уверена, что ваш ребенок окажется и сопереживающим зрителем, и интересным собеседником, и увлекающимся сценаристом, а просмотр мультфильма принесет много положительных эмоций не только ему, но и вам самим.

Посмотреть эту публикацию в Instagram

Публикация от Candice Swanepoel (@angelcandices) 24 Июн 2018 в 2:05 PDT

Посоветуйте родителям несложные приемы, которые можно применять ежедневно для развития эмоционального интеллекта у ребенка.

Нужно комментировать эмоциональные реакции детей, переспрашивая, что чувствует ребенок в той или иной ситуации. Просто повторяя вслед за ним, с вопросительной интонацией, последние слова фразы. Это воспринимается как психологическая поддержка и принятие. После таких слов хочется поделиться эмоцией, рассказать о ней. На данном этапе нужно уточнять, какие действия и мысли сопровождали изменение эмоционального состояния, как они связаны с ним. Чтобы было легче общаться с ребенком, объясняя эту взаимосвязь, можно использовать кубики эмоций и жестов.

Со старшими дошкольниками можно использовать фишки с пиктограммами негативных и позитивных эмоций, вытаскивая их из мешочка и рассказывая истории об их превращениях, причинах и следствиях изменения поведения.

Можно вспомнить аналогичный опыт из детства взрослого или рассказать терапевтическую метафору («Я расскажу тебе историю, про девочку, которая очень боялась того, что... но однажды…», «Давай придумаем историю про мальчика, который очень не любил… но однажды» и др.)

Таких эмоциональных приемов и социально ориентированных игр – великое множество. Стоит только попробовать – и вы убедитесь, что они чрезвычайно увлекательны и хорошо разнообразят семейный досуг. Самое главное: они учат взаимопониманию детей и взрослых и создают прочную основу для идентификации.

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх